пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 17 декабря 2005

Футбол в России больше, чем футбол

нет фото

Футбол в России больше, чем футболНа этой неделе скандальная ситуация вокруг ярославского «Шинника» так и не разрешилась. Хотя некоторые шаги навстречу друг другу стороны сделали. О перспективе перехода во вторую лигу болельщики, похоже, могут забыть как о страшном сне. Но и на вопрос, что будет дальше, ясного ответа пока нет.

автор Дмитрий ПИХТО

 

ЭПОХА СТАБИЛЬНОСТИ

Прежде чем вести речь о перспективах (а они связаны в первую очередь с деньгами), вспомним не такое уж и далекое советское прошлое. И не нужно думать, что во времена господства «единственно верного учения» деньги не играли в жизни нашего футбола той же роли, что и сейчас.

Ярославский «Шинник» во времена СССР числился в крепких середняках, но пережил и несколько взлетов. Самый яркий из них – выход в 1963 году в высшую лигу чемпионата СССР. Но в дальнейшем вариант выхода Ярославля на уровень элитного дивизиона даже не рассматривался ни руководством области, ни высшим спортивным руковод-ством страны.

Между тем, по словам корифея нашего тренерского цеха Станислава Петровича Воротилина, в истории «Шинника» было как минимум еще два сезона, когда класс коман-ды вполне позволял ей составить конкуренцию большин-ству команд высшей лиги. В 1979 году наши выиграли первый круг в первой лиге и лидировали затем аж до середины осени. Казалось бы, ничто не помешает ярославцам занять минимум второе место. И тут руководители команды были вызваны... в обком, где им заявили: «Товарищи, не время сейчас... Сами должны понимать». А чего тут понимать, все ясно: политическая карта легла так, что две путевки в «выш-ку» нужнее были львовским «Карпатам» и краснодарской «Кубани». В итоге «Шинник» вдруг финишировал на четвертом месте. Еще через два года ярославцы снова стали четвертыми, а двумя счастливчиками оказались Харьков и Кутаиси. А что вы хотите? Тогда города-миллионеры из РСФСР в очередь стояли, чтобы свое название в высшей лиге увидеть. И вдруг какой-то Ярославль с полумиллионным населением и стадионом на двадцать тысяч...

Конечно, в Ярославле прекрасно понимали, что футбол – штука дорогая. Футболисты и в годы застоя не мыслили свое существование без трехкомнатной квартиры и автомобиля «Волга». Это сейчас смешно выглядит, а тогда, в эпоху десятилетних очередей и за тем, и за другим, эти «материальные блага» ценились повыше сегодняшней НХЛ. Не случайно «Шинник» в советское время был истинно ярославской командой. Определялось это не столько патриотизмом, сколько банальной экономикой. Коренным ярославцам, как правило, не нужно было срочно предоставлять жилье, их легко устраивали «рабочими» на тот же ЯШЗ – благо денег передовой сборщик покрышек получал тогда немерено.

Словом, до того момента, когда РСФСР превратилась просто в РФ, «Шинник» целых двадцать лет спокойно перемещался по первой лиге то вверх, то вниз. И не ждал от жизни ничего худого.

ОТРЫВ ОТ ФИНАНСОВ – И ПАДЕНИЕ

Когда грянули лихие девяностые, наряду с прочими бедами вроде распада Союза случилась и такая: российский футбол вдруг получил свободу, и «Шинник», сам того не желая, с 12-го места первой лиги вдруг оказался в высшей.

Нечаянная эта радость длилась ровно один сезон: инфраструктура ярославского футбола, как оказалось, не выдерживала критики даже по масштабам тех времен. Как раз на тот период приходится восшествие на место президента клуба Валерия Фролова.

Ну а первое серьезное достижение нашего клуба в российском футболе – возвращение в 1996 году в высшую лигу – связано с именем тренера «Шинника» Анатолия Полосина. Только при нем футболисты начали тренироваться как одержимые – буквально до упаду, в духе лучших советских времен.

Девяносто седьмой год заставил говорить о «Шиннике» только в превосходных тонах: четвертое место в чемпионате России, выход в Европу и весьма серьезные виды на дальнейшее продвижение вверх.

В немалой степени этому способствовало общее положение дел в стране: регионы имели «столько свободы, сколько могли переварить». Соответственно, немало оставалось в регионах и свободных денег. Все это реально отражалось на положении дел в футболе. Если кто помнит, именно тогда гегемония московских клубов пошатнулась наиболее сильно: волгоградский «Ротор» (ныне не существующий) дважды брал «серебро», а владикавказская «Алания» (месяц назад вылетевшая в первую лигу) вообще стала единственным чемпионом России с немосковской пропиской...

Но тут пришел дефолт, и «Шинник» покатился вниз. В конце 1998 года, чтобы свести концы с концами, ярославский клуб был вынужден продать за миллион долларов в киевское «Динамо» своего самого яркого игрока – Сергея Серебренникова.

К 1999 году более девяноста процентов финансов страны сконцентрировалось в столице, и ярославский футбол вернулся «на исходные позиции». Фролов, будучи неплохим администратором и носителем «шинников-ского» духа, явно не справлялся с руководством «горящим» клубом: тренеры менялись раз в полгода, а стройной игры так и не появлялось.

НА «КОЛЕСАХ» – К ЗВЕЗДАМ!

Историю появления Николая Тонкова в президентах «Шинника» мы повторять не будем. Во-первых, она хорошо известна, во-вторых, именно благодаря Николаю Ивановичу «Шинник» не погряз тогда в первых-вторых лигах.

Новый директор ЯШЗ подошел к реанимации футбола серьезно и системно: в клубе появились сильные игроки с долговременными контрактами, начала закладываться система подготовки молодых кадров, наконец-то стала модернизироваться многострадальная база в Белкине. Результаты не замедлили сказаться: через два года «Шинник» вернулся в премьер-лигу.

При этом почти всем было ясно, что на одном ЯШЗ «Шинник» далеко не уедет. Депутатские возгласы, что футбол в России должен быть прибыльным, у понимающих людей вызывали в лучшем случае саркастическую улыбку. И всякий раз, когда на заседаниях облдумы и муниципалитета заходила речь о финансировании «спорта высших достижений», губернатор и мэр подчеркивали, что главная задача выделения средств – социальная. Именно под эту идею «Шиннику» и «Локомотиву» из бюджета выделялись немалые сред-ства. Под нее же предоставлялись налоговые льготы их стратегическим партнерам.

При этом Тонков оказался единственным из президентов ярославских клубов, кто в одиночку «пилил двуручной пилой», совмещая посты спортивного руководителя и руководителя структуры – генерального спонсора команды. Думаете, трудно в одиночку пилить двуручной пилой? Дрова, может быть, и трудно, а деньги – только дай! Есть, знаете ли, способы...

В силу изложенных выше причин многим заинтересованным лицам было совершенно понятно, что вопрос о смене руководства «Шинника» нужно было инициировать не сегодня и даже не в середине минувшего сезона, а в тот момент, когда владелец ЯШЗ (компания «Сибур») только начал ставить вопрос о нежелательности пребывания Николая Ивановича в кресле директора завода.

ХВАТАЙ МЕШКИ – ВОКЗАЛ ОТХОДИТ

Все это так или иначе привело к тому, что «Шинник» в последние два-три года жил в режиме жесточайшей экономии. С прошлогоднего ноября собственных средств в клуб президент не вкладывал вообще. Поиском денег занимался губернатор области, а Тонков давал деньги лишь в кредит.

Конечно, подобное отношение президента к своему детищу не могло не сказаться на отношении футболистов и персонала клуба к делу всей своей жизни. Тут и появились те самые разговоры о «договорных» матчах, из-за которых так разъярился губернатор. Спешим успокоить читателя: Николай Иванович очками не торговал. Более того, по словам людей, крайне объективных и вхожих в футбольное «закулисье», к нему даже не поступало подобных предложений. Но в любом футбольном клубе есть масса всевозможных персоналий, которые в «эпоху перемен» не склонны отказывать себе в маленьких удовольствиях – особенно когда контроль за ними несколько смягчается. А чего стесняться: «Хватай мешки – вокзал отходит».

Но – долой лирику. Итак, средства от тонковского бизнеса, которые доставались футболистам, теперь оформлялись в виде краткосрочных кредитов. С точки зрения обывателя, смысла в этом не было никакого: так, перекладывание денег из одного кармана в другой. Однако бизнесмены уровня Николая Ивановича ничего не делают просто так...

Как выяснилось на заседании облдумы 29 ноября с. г., после увольнения Тонкова с поста директора ЯШЗ клуб чудесным образом превратился в общественную организацию. А учредителями ее (то бишь владельцами) стали наиболее приближенные к Николаю Ивановичу лица. Состав их постоянно менялся, что привело к анекдотической ситуации. Когда вся область ломала голову над загадкой, кто те пять физических лиц, о которых Николай Иванович, не раскрыв имен, упомянул во время исторического скандала в Думе, их реально оставалось всего трое: сам президент клуба, его вице-президент Михаил Морозов и один из экс-вице-президентов Михаил Жуков – ныне вице-лидер регионального отделения партии «Единая Россия». А откуда взялась цифра «пять»? Да просто некогда в составе учредителей пятеро и были. Но потом кто-то в опалу попал, кто-то другими делами занялся...

ОЗДОРОВЛЕНИЕ В ДОЛГ?

Так мы, впрочем, о деньгах. Сегодня сложилась любопытная ситуация: «Шинник» действительно в долгах как в шелках. Часть этих долгов – перед бизнес-структурами Николая Ивановича. И буквально сейчас, когда на важные финансовые бумаги вот-вот падут «окончательные» печати, было бы неплохо, если бы президент футбольного клуба Николай Иванович Тонков из полученных «отступных» погасил долги «Шинника» перед предприятиями Николая Ивановича Тонкова, которые являлись кредиторами клуба, где президентом Николай Иванович Тонков.

Иначе может сложиться парадоксальная картина: через год к новым хозяевам клуба приходит некто, возглавляющий ту или иную фирму, и, размахивая решением арбитражного суда, требует расплатиться по долгам. Да, долг перед Тонковым погашен, но этот-то директор станет утверждать, что его конкретно фирме футболисты ничего не вернули.

Кому-то такая картина может показаться невероятной. Но если учесть те открытия, которые были сделаны на дум-ском заседании, что бюджеты области и города без оглядки на юридические закорючки ввалили 400 млн. рублей в структуру, где учредителями пять (или три) не ведомых никому физических лиц, станет ясно, что у нас возможны и не такие чудеса.

ЧТО ПОСЛЕ ОТПУСКА?

Естественно, что противостояние по поводу суммы «отступных» не могло продолжаться до бесконечности, и Тонков (если судить по его вторничной пресс-конференции, где он заявил, что «Шинник» будет жить) удовлетворился той «синицей в руках», которую предложил ему губернатор.

Что будет в таком случае с «Шинником»? На момент выхода команды из отпуска, который завершается во вторник, картина складывается вовсе не радужная: «Шинник» может остаться с десятком футболистов и тренером, перед которым просто некому ставить задачи. Старые хозяева уже «не при делах», новые до сих пор хранят инкогнито. Тонков, правда, сказал, что если переговоры опять застопорятся, он, так и быть, готов еще год нести эту ношу на своих плечах. Николай Иванович не возражает даже против названия «Шинник» (забыв, наверное, что после ухода с поста гендиректора ЯШЗ стал одним из первых, кто обмолвился о возможности переименования).

В памяти тут же всплывает ситуация с «Крыльями Советов» – призер позапрошлого чемпионата России в минувшем сезоне едва удержался в премьер-лиге. Так там, слава богу, кадровый ресурс был чуть ли не вдвое более крепким, нежели в «Шиннике», который уже потерял половину игроков основного состава...

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают