Так считает Алексей Николаевич Малышев – мотокроссмен, мастер спорта и тренер по мотокроссу. Впервые оседлав «железного коня», Алексей Николаевич и подумать не мог, каких результатов достигнет, что будет известен по всей России, завоюет уважение всех российских гонщиков, соберёт горы дипломов, кубков и медалей. Не знал тогда ярославский мотокроссмен и того, что через десяток-другой лет его любимый спорт погибнет, а сильнейшие ярославские команды бесследно канут в Лету.
В 1960-е – 1980-е годы мотокросс в нашей стране процветал. В одном только Ярославле насчитывалось 18 команд, больше десятка гоночных трасс. Сейчас нет ни того, ни другого. Команды распались, так как прекратилось их финансирование. В мотокросс надо вкладывать огромные деньги, и даже если поначалу тренер и спортсмены могли как-то кататься на кровные рубли, то уже меньше чем через год стало ясно: оставаться на плаву без дополнительных денежных средств немыслимо. К этому выводу одна за другой пришли все 18 ярославских команд. Постепенно заросли и гоночные трассы. Но всё же Алексей Николаевич видит причину гибели любимого спорта не только в отсутствии спонсорской поддержки. Он считает, что виновато и советское правительство, которое запрещало нашим спортсменам, например, участвовать в соревнованиях на зарубежной технике. Вот и вышло, что когда европейские мотокроссмены совершенствовали своё мастерство, русские замерли на одной точке со своей родной техникой и оказались неконкурентоспособными.
Впервые Алексей Николаевич увидел живые гонки, когда служил в армии, да так полюбил «железного коня», что не слезает с него вот уже почти 30 лет.
Азы мотокросса он постигал в команде «Автошколы» и уже меньше чем через год стал обгонять своего тренера. Первые соревнования мотокроссмен вспоминает с усмешкой. Было это в 1978 году. Тогда Алексей не доехал даже до финиша: с перепугу (только представьте себе: более 20 спортсменов на трассе в четыре метра шириной со множеством трамплинов!) он оторвал ножку переключения передач и обездвижил свой транспорт. Естественно, сошёл с трассы. Но, как говорится, первый блин всегда комом! Алексея Николаевича не остановила эта промашка, и уже на следующий год он занял своё первое призовое место: приехал на финиш третьим.
Алексей Малышев вспоминает, что в те годы не было ещё даже формы для гонщиков, и они катались в обычных фуфайках, чтобы защитить грудь, и в керзачах для защиты ног. Правда, толку от них было маловато в столь травматичном виде спорта. Но несмотря на множественные переломы ног, рук, ребёр, ключиц, Алексей Николаевич продолжает кататься.
И не только! Многие гонки сегодня Малышев организовывает на собственные деньги. За основу берёт старые трассы. Хотя, конечно, кучи песка и глины, заросшие травой и кустарником, гоночной трассой трудно назвать, но Алексей возвращает им надлежащий вид: нанимает трактор для расчистки, самостоятельно разгребает лужи, устанавливает флажки, ленточки, указатели. Гонки всегда проходят на ура. Из собственного кармана superгонщик достаёт деньги для призовых мест. Для 1-го – 1500 рублей, для 2-го – 1000, для 3-го – 800 рублей.
Станислав Малышев – достойный продолжатель отцовского дела. Он сам, как когда-то и папа, захотел стать мотогонщиком. Только произошло это чуточку раньше: Стасу было 13 лет, когда он сел на «железного коня». Мастер решил: «Буду тренировать сына!» Он учил его не только выносливости, силе и умению держаться в «седле». Закалённый гонщик воспитывал в сыне характер и силу воли.
Первое соревнование Стаса, как и отцовское, закончилось неудачно. Он, выполняя самый сложный прыжок («стол» – как называют его гонщики), врезался в песчаную стену. До финиша не доехал. Подкатил к отцу со словами: «Папа! Что это?! У меня руки деревянные!» Оказалось, Стас сломал обе кисти. «После первых же соревнований сына я поседел», – признаётся мастер.
Сегодня отец и сын катаются на равных. Только вот денег как знаменитые спортсмены не получают. Ведь они – гонщики в категории хобби, а не мастера большого спорта. Но они оба влюблены в мотокросс и живут только им.
«Мотокросс в России вымирает», – вот что обидно знаменитому гонщику. Почему-то в России никто не хочет продвигать, развивать этот достойный спорт. В Ярославле почти нет трасс, даже та, что недавно восстановил Алексей Малышев за ПТП-1, скоро станет легендой: к 1000-летию Ярославля её превратят в автостраду. Ещё одной трассой станет меньше, а с ней – всё меньше надежд на то, что мотоспорт ещё сможет возродиться.