Каждый посвоему разработал предложенную всем одну и ту же тему: пойма реки Которосли. Сегодня мы знакомим читателей с идеями Лилии Федотовой. Они связаны с реконструкцией автомобильного моста через Которосль на Московском проспекте и благоустройством прилегающей к нему территории.
– Мне кажется, что сейчас это наиболее актуально, – рассуждает она. – Существующий мост построен почти пятьдесят лет назад, его износ 64 процента, он аварийный. Кроме того, и он сам, и всё, что рядом с ним, занимает исключительно важное положение в структуре города. Московский проспект – магистраль федерального значения, мост – своеобразные ворота в исторический центр. Но зимой жизнь на набережных почти замирает, есть участки, которые вообще становятся недоступными – примерно на полгода, а иногда и больше, поскольку интересы горожан перестают быть связаны с береговым пространством.
Лилия Федотова в своём проекте связывает набережные в единую систему и превращает её вместе с мостом и прибрежными неокультуренными территориями в некий нарядный и в то же время функциональный комплекс. Самый кардинальный шаг – замена существующего железобетонного моста на металлический. Он должен быть однопролётным, арочным, с крестообразной решёткой и отдалённо напоминать так называемый «американский» мост, построенный в 1873 году, простоявший на этом месте до 1950х годов и оставивший в сердцах старшего поколения ностальгические воспоминания.
Новый мост она делает на два метра выше существующего – с тем, чтобы под ним могли проходить туристические автобусы к СпасоПреображенскому монастырю. Кроме того, запроектирован ещё один мост – пешеходный. Он подвесной, деревянный, проходит сквозь фермы металлического моста и выводит на нижнюю набережную Которосли. Таким образом можно будет переходить с берега на берег, минуя забитый автомобилями Московский проспект.
Мало того, Лилия придумала здесь ещё один пешеходный мост. В отличие от других он стеклянный, проходит перпендикулярно остальным над Московским проспектом и связывает западную и восточную части полуострова.
– В восточной части, – рассказывает она, – стеклянный мост завершается лестницеймаяком со смотровой площадкой. Кроме того, предусмотрены три наземных прохода с западной части полуострова в восточную и наоборот. Первый – в виде исторической каменной арки диаметром 12 метров, построенной ещё в 1833 году крестьянином Орловым (сейчас она засыпана). Предлагается освободить её от земли, а в дальнейшем создать в ней музей. Вторая арка делается в середине дамбы, в основном для проезда транспорта. Третий проход устраивается под автомобильным мостом.
В проектных предложениях Лилии Федотовой не раз упоминается слово «полуостров». Большинством из нас эта часть суши в пойме Которосли таковым не воспринимается. В западной части это просто заброшенная, заросшая непроходимая чаща. В восточной находится водноспортивный клуб «Адмирал». Но это действительно полуостров.
Молодой архитектор отдаёт его весь спорту. Ось дамбы, переходящая в мост, условно делит его на две части. Та часть, что ближе к «Адмиралу», дополнится школой моделирования с водоёмом для испытания моделей кораблей, выставочными залами, гаражами для лодок, минигостиницами для кратковременного пребывания. Та, что на запад от дамбы, отдаётся наземным видам спорта: картингу, площадкам для различных гонок: на квадрациклах, вездеходах, снегоходах, трассам для катания на велосипедах, роликовых коньках, беговым дорожкам. Появится и спортивный клуб, и помещения для обслуживания.
Особо оговаривается то, что архитектура всех этих построек будет максимально тактична по отношению к СпасоПреображенскому монастырю, расположенному напротив. Белые новые объёмы не спорят, а тем более не нарушают его главенство. По словам автора, хотелось найти такое сочетание старого и нового, которое смотрится органично.
Проект Лилии Федотовой вызывает симпатию. Но это не значит, что он будет осуществлён – обращаем на это особое внимание читателей. Хотя известно, что признанные специалисты очень внимательно отслеживают идеи молодых, так что кто знает, кто знает...