суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

вторник, 25 сентября 2007

Лица телевизионной национальности

Дело вовсе не в том, что на центральных, так называемых федеральных телеканалах нашей страны перед публикой работают, являя соответствующие, специфические особенности своего внешнего облика, не только представители титульной нации: литовец, татарка, башкирка. Дело в том, кто постоянно мелькает, не давая отдохнуть, раздражая, но вызывая удивление даже недолгим своим отсутствием. И кто самим телевидением предъявляется как самый главный, самый лучший, самый любимый, избранный не только публикой, но и ревнивыми коллегами.

автор Татьяна ЗЛОТНИКОВА

 

Лица были собственно телевизионные, то бишь разного рода ведущие и медиаторы, раскручиваемые поющие «звезды» и танцующие на льду те, кто себя звездами уже ощущает. И были лица, телевидением публике предъявляемые в силу их, «лиц», самостоятельной значимости, – политики, литераторы, профессиональные тусовщики. При всех различиях характеров и образа жизни этих людей общей чертой их становится факт появления на телеэкране иногда в традиционно отведенное для этого время, иногда по спонтанно возникшим поводам, которые могли бы придать этим лицам особые черты. Есть ли такие черты? Боюсь, редко и мало. Стоило ли для этого отводить особое время? Быть может, и не стоило. Но уж что показали, того из эфира не вернешь.

«Я вообще певец, я не фигурист», – говорил субботним вечером участник «Ледникового периода» молодой Малинин в диком голубом парике. И стоило после такого заявления появиться эксцентричной паре – фигуриста Костомарова и удивительно женственной, озорной живой актрисы Хаматовой – при всех ледовых помарках было просто приятно смотреть на эти вполне человеческие лица. Дилетанты танцевали (или думали, что танцевали) на льду в стиле диско, а абсолютно не подурневшая беременная фигуристка Слуцкая, бойко освоившаяся с ролью ведущей, являла публике свое лицо, во всех отношениях ничуть не худшее, чем у обладателей телевизионных премий.

Легко и бездумно проносились по телеэкрану лица, которые, наверное, не стоило бы являть публике из соображений эстетических или этических. В идущей едва ли не в режиме «нон-стоп» программе музыкального канала «Блондинка в шоколаде» кем-то и почему-то признанная светской львицей и законодательницей мод «барышня» Собчак хихикала и целовалась, шатаясь, описывала свои пьяные похождения. Кадры тоже неумело колыхались, словно снятые скрытой камерой, готовой выпасть из случайно схвативших ее рук. Однако лицо этой «шоколадницы», как ни грусти по этому поводу, стало «телевизионным», в отличие от других, по идее общественно значимых, но недостаточно «шоколадных».

Особая примета прошедшей недели: по экранам понеслись птицы-тройки, нам стали предъявлять «тройки» первых лиц партий, готовящихся к предвыборной гонке для заполнения Государственной Думы. Тройки тройками, уж как их партии сформировали – это сейчас не предмет обсуждения, а вот способ предъявления будущих партийных лидеров публике – как раз предмет, если уж мы смотрим телевизор.

Коммунисты предъявили в своей тройке выдающегося научного «орла», недавнего нобелевского лауреата Алферова; но показали его мельком, комментариев ни в отношении его научных заслуг, ни в отношении общественной позиции (он – человек воинственный, борющийся за материальное благосостояние своей науки, своих лабораторий и студентов) телевидение не дало. Тройка поэтому оказалась, простите за невольный каламбур, безликой.

А вот лицо нашей правой – в смысле ее местоположения, а не содержания идей – партии, боюсь, просто неизвестно публике. Молодой, крепкощекий бывший сибиряк Белых объявил основой «тройственности» связь поколений, в силу чего старшее поколение представлено Чудаковой. Конечно, для специалистов-гуманитариев это – и лицо, и имя: ведущий филолог, специалист по творчеству Булгакова и смолоду социально активный критик, она авторитетна и уважаема. Но согласитесь, если, например, молодежи, кстати, тоже гуманитарной, это имя ничего не говорит, а лицо и вовсе не узнается, вряд ли правы телевизионщики, которые, видимо, и сами, не страдая от излишней осведомленности, никак не прокомментировали появление в партийном списке человека, как ей самой кажется, готового продолжать борьбу за культуру в духе, например, Лихачева.

Наивные! Трогательные! Забавные наши телевизионные репортеры и ведущие эфира! Рады тому, что назвали и, не перепутав людей, показали их. А уж осмысление того, что значит то или иное лицо в жизни общества, представленного партией, – это не по их части.

Наивные! Трогательные! Забавные наши телевизионные репортеры и ведущие эфира! Рады тому, что назвали и, не перепутав людей, показали их. А уж осмысление того, что значит то или иное лицо в жизни общества, представленного партией, – это не по их части.
Бедненько и неярко, очевидно, словно боясь числа 13 (такова по счету церемония), не показали, лишь упомянули итоги присуждения телевизионных премий «ТЭФИ». Было там два дня, в соответствии с двумя, как они это назвали, «категориями» – не путать со всем известными и более локальными «номинациями».

«Лица» и «профессии» – разделение в высшей степени условное. Вот, к примеру, Сванидзе с его очередными, содержательными, но затянутыми и скучно-тенденциозными опусами – он ведь все же человек, кстати, на глазах утрачивающий кураж и энергетику; но получил премию в категории «профессия», что понять можно, а согласиться трудно. В тот же день «профессий» наградили еще одно вполне даже «лицо» – спортивного комментатора Губерниева. Получается, что он вовсе даже не «лицо» – хотя именно лицо и есть основа его телевизионного успеха.

Самое, казалось бы, простодушное, совершенно функциональное «лицо», оттенявшееся в своей программе присутствием маленькой нахальной и решительной девчонки, Ургант-младший был награжден как ведущий одного из видов развлекательных программ – «Цирк со звездами». Своей простодушной неуклюжестью и в общем-то незаметностью при немалом росте он вполне вписался в эстетику банковской рекламы, где поочередно фигурируют два лица (не награжденные, но где гарантия, что через год что-то не получат?): один «да, маленький» – Стычкин, другой «да, большой» – Турчинский. Как хотите, это все же не «лица», а маски, не злые, не гадкие, но и не специфические, не привлекающие к себе внимания хоть какой-то человеческой значительностью.

В каждой премии, которой награждают на формально конкурсной основе людей и их работу, есть не только победители, но и те, кто претендовал, но не получил. Честно говоря, трудно понять, почему среди информационных программ Первого канала опять победило «Время» – по способу подачи ничего не говорящее ни уму ни сердцу, малоподвижное, малоиндивидуальное, – а не новая дневная программа, где делаются попытки разнообразить темы, уходить из зоны всеобщей узнаваемости в зону частной жизни и личных проявлений. Вот эта программа – «Другие новости» – и ее ведущий Бабаев не получили ничего. А ведь относительно новое и вполне привлекательное, уютное и живое лицо.

Были, разумеется, лица, так сказать, вне номинаций. Одно – награжденное: конечно, эксцентричный к старости, но ведь и профессиональный (только бы не пел, как поют дрозды) – профессор Дроздов, получивший за долголетнее служение тележивотным премию в номинации «За вклад…». Другие – даже и не ожидающие наград, привыкшие при всех своих различиях к службе, в данном случае на Пятом канале: Юрский в документальном сериале о 1956 годе, Максимов и его собеседники в «Личных вещах» – люди в домашней обстановке, а не в студии, среди любимых, понятных, совершенно никому другому не нужных, но важных вещей, вроде диковатых шляп актрисы Аросевой.

Поскольку новости всюду одни и те же, ценность немногих лиц явно возрастает. Хотя на деле лица отодвигаются, телевизионная национальность, стирающая индивидуальные черты, даже не агрессивная, а всего лишь работающая ластиком, – торжествует.

Читайте также
  • 11.12.2012 Полный РОСТСколько можно идти на поводу у эфирной политики: смотреть про скандалы, портить нервы наблюдениями над непрофессионализмом! Сколько можно иронизировать по
  • 30.10.2012 Осень, температура плюс-минус ноль Когда телевизионный сезон завершается, рядом с повторами маячат обещания. Потом часть из обещаний не воплощается, часть в своей реальности разочаровывает,
  • 19.09.2012 Из первых рукУМВД России по Ярославской области проводит информационно- профилактическую акцию «Нет – коррупции!»
  • 18.09.2012 Кадры и лица Кадры сегодня вопреки известной и лукавой реплике решают далеко не всё. Это – если иметь в виду человека, который рассматривается как «кадр»,
  • 23.08.2012 Рекламу МММ прокуратура требует снятьПрокуратура Фрунзенского района Ярославля проверила деятельность «МММ-2011», связанной с привлечением денежных средств физических лиц во вклады
  • 03.08.2012 Юрий КЛИПП: «Конечно, хочется взрослого репертуара»Почётное звание аксакала Ярославского театра юного зрителя по праву может носить заслуженный артист России Юрий Клипп. Аксакал этот бодр, энергичен и полон творческих планов.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают