понедельник 20

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 19 сентября 2007

От осины не родятся апельсины

нет фото

Что-то зачастили к нам московские скульпторы... Ещё буквально полгода назад любая выставка скульптуры априори становилась событием в художественной жизни города по той простой причине, что скульпторов у нас – раз-два и обчёлся. А теперь, учитывая частоту визитов столичных представителей этого пластического искусства, уже можно говорить о наметившейся тенденции во вкусовых приоритетах одного из престижных в Ярославле выставочных пространств – художественного музея.

автор Лариса ДРАЧ

 

На днях здесь открылась выставка работ московского скульптора Александра Смирнова-Панфилова (на нижнем снимке). Примечательно, что данная экспозиция сменила на «боевом посту» выставку художника Сергея Бычкова, тоже столичного скульптора, друга и коллеги по творческому цеху Александра Смирнова-Панфилова. Не наступай эти две выставки друг другу на пятки, возможно, было бы непросто уловить ещё одну повторяющуюся тенденцию. Оба скульптора – и Сергей Бычков, и Александр Смирнов-Панфилов – включили в экспозиции скульптур серии фотографических работ, выполненные их сыновьями, Арсением Бычковым и Максимом Смирновым соответственно.

О художественной ценности фотографий с профессиональной точки зрения я судить не возьмусь, но лично мне работы начинающих фотографов (обоим юношам нет ещё и восемнадцати) не показались оригинальными и достойными демонстрации в столь ответственном для каждого художника выставочном зале. Пусть меня поправят, если я ошибаюсь, но это попахивает обыкновенным протекционизмом и классической формулой «как не порадеть родному человечку». Однако оставим этот достаточно скользкий этический момент на совести отцов, детей и искусствоведов – кураторов выставки.

Скульптуры Александра Смирнова-Панфилова потрясающе интересны. Обращают на себя внимание натюрморты – крайне редко встречающийся в скульптуре жанр, они выполнены в виде объёмных рельефов. Достаточно банальные предметы – яйцо на подставке, сыры разных сортов, блюдце с маслинами, кувшины, высеченные из дерева, известняка, гранита, мрамора – приобретают совсем иную художественную ценность, нежели будь они просто нарисованы на холсте или листе бумаги.

Весьма оригинальны и ироничны ассоциативные работы скульптора. Женские фигуры (достаточно увесистые в «пятой точке», но с непропорциональными рахитичными ручками при этом) олицетворяют у художника многое: и «Русскую баню» (это не вызывает вопросов), и «Последний день Помпеи» (тоже, в общем-то, понятно), и, вы не поверите, «Блоху»! Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что мужским персонажам тоже перепало славы: «Жук» (по своей насекомой сущности, очевидно, жук-скарабей) предстал перед нами в образе коренастого мужика, катящего перед собой неподъёмный камень. Хотя запросто можно расшифровать эту работу и как бессмысленный труд мифического Сизифа... И подобная полифония смыслов и интерпретаций – практически у каждой скульптуры Смирнова-Панфилова.

Бесконечно хороши оказались портреты известных художников: Тулуз-Лотрек – изображение похоже на оригинал как две капли воды (если судить о схоже-сти по оставшимся авто- и фотопортретам), хотя бытовое определение «похоже» и не является критерием искусства; гениальный Ван Гог (на верхнем снимке), сложную мятущуюся судьбу которого в живописи скульптор символизировал... вбитыми в щеку персонажа гвоздями. В остальном (не считая гвоздей) получился почти достоверный, реалистически подробный портрет Ван Гога (см. описание скульптуры Тулуз-Лотрека).

А Марка Шагала (точнее, его голову), художник изобразил в виде вазы, причём голова эта, как бы выразиться точнее... стоит на мраморном кубе-подставке «вверх ногами», и её вполне можно использовать утилитарно, как вазу для цветов. Этой возможностью не преминули воспользоваться предприимчивые гости вернисажа (сплошь – московская публика, между прочим), поставив в голову Шагала соцветие лилий. Получилась инсталляция в духе Сальвадора Дали. Импровизационная вольность гостей вполне вписалась в контекст выставки.

...Словом, скульптура Александра Смирнова-Панфилова оказалась выше всяких похвал – стильно, иронично, оригинально. Это подлинные произведения современного искусства, которые интересно рассматривать и обсуждать, о которых хочется думать, спорить, сомневаться, вспоминать, с которыми просто жаль расставаться. Вот только фотографии... Ну да Бог с ними, пусть повисят...

Читайте также
  • 04.12.2012 Чтоб скорее пришло летоСело Покровское – центр одноимённого округа в составе Слободского сельского поселения Угличского района можно поздравить с обновкой: на днях там
  • 18.10.2012 Избушка для переславской Бабы ЯгиБаба Яга справила новоселье. Нет, не та Баба Яга, что «прописана» в Кукобое, а другая – переславская.
  • 23.08.2012 Диалоги в губернаторском садуВ саду Ярославского Художественного музея проходит фестиваль «Диалоги во времени», девиз которого: «Городской культурной среде –
  • 20.07.2012 Потомки, верные тебе На могиле здешнего уроженца, академика, скульптора, автора памятника А. С. Пушкину в Москве Александра Михайловича Опекушина (1838 – 1923) вместо
  • 21.06.2012 Парк советского периода в посёлке ГЭС Гипсовые изваяния, сохранившиеся в рыбинских парках с 30 – 50-х годов прош­лого века, будут восстановлены и поселятся в парке скульптур советского
  • 06.02.2007 Каждый выбирает по себеСкульптура вообще не частый гость в наших выставочных залах: и скульпторов куда меньше, чем живописцев, и сама по себе скульп­тура – объект, «не склонный
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают