«Середину века» ведёт великий Сергей Юрский, и одно это делает программу заметным явлением. В прошлую среду там говорилось о 1956 годе, который в нашем искусстве отмечен первыми градусами потепления жуткой атмосферы тех, к сча-стью, ушедших времён. Как весной холоднокровные животные, отогрелись и зашевелились те, кого, казалось, заморозили навеки. Настали времена театра «Современник», ставившего пьесы В. Розова, каждая из которых воспринималась какдерзкий вызов мертвечине жизни и искусства предыдущих десятилетий. А в Ленинградском театре Сатиры пьесы Е. Шварца ставил легендарный Акимов, которого лютой ненавистью ненавидело тамошнее партийное руководство и которого окончательно съесть всё никак не удавалось. Господи, «Тень», «Дракон» – какие пьесы, они и сегодня столь же актуальны, как тогда, но в те времена это было нечто неслыханное, невозможное, хотелось ущипнуть себя, чтобы удостовериться, что ты не грезишь наяву: неужто такое возможно вслух сказать в нашем государстве?! А Г. Товстоногов в своём БГДТ? Это даже не было просто событие, это был катаклизм, землетрясение, цунами! Я вспоминаю, как после «Идиота», где главную роль исполнял И. Смоктуновский, я, вышедши из театра, буквально физически не мог идти дальше и долго стоял на набережной, пытаясь осмыслить то, что увидел на сцене.
А какие были фильмы! «Дело Румянцева», «Чужая родня», «Весна на Заречной улице». Нам вслух сказали, что, оказывается (!) у нас могут ни за что ни про что отправить человека в тюрьму! А потом, правда, выпустить, что уже было уступкой цензуре. Но всё же, всё же! А военные фильмы, где вместо пафоса и упоения победой нам вдруг показали суровые и страшные военные будни! Да что там говорить!
Как выразились на передаче, главные действующие лица советской культуры того времени были настоящими патриотами – совсем не в том ругательном или ехидном смысле, который вкладывается в это оболганное слово сегодня. Они по-настоящему любили свою несчастную страну, болели за неё и, увидев маленькую возможность, тотчас кинулись говорить о наболевшем.
Конечно, всё это могло произойти только после ХХ съезда и знаменитого доклада Хрущёва. Можно как угодно относиться к этому далеко не однозначному лидеру, но одно бесспорно: доклад стал сигналом для нашей интеллигенции, он подвигнул её на шаги, которые тогда выглядели как безумство храбрых. Многие из них потом поплатились за смелость, но дело было сделано. «Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!»
«Бибигон» – это совсем другое, но тоже интересное явление. На канале «Спорт», например, нам показали сериал, дали уроки игры в бадминтон, немножко поучили подростков художественной гимнастике, можно было увидеть несколько мультфильмов. Время от времени на экране мелькали любопытные сведения. Вот вы, например, знали, что если луна у вас над головой, ваш вес уменьшается за счёт притяжения к спутнику? Я – нет, не знал.
Конечно, у такого молодого существа ещё много недостатков. Сюжет сериала слишком сладенький, актёры играют на уровне школьной самодеятельности, мультфильмы в тот раз были все иноземные, зубастые рожи участвовавших там уродцев заставляли с тоской вспоминать гениальные фильмы отечественных мультипликаторов.
Особенно яркие впечатления оставила реклама детской (!) передачи, где очень, ну очень экономно одетые девушки, эффектно отставив аппетитные попки, ловко орудовали разнообразными электроинструментами, что-то там перепиливали и просверливали. Ну, что ж, будем считать, что это была увлекательно построенная пропаганда типа «Поступайте в ПТУ». Думаю, что парни с большим интересом разглядывали... свёрла и пилы. А вы что подумали?
И всё-таки это так здорово, что у наших детей появился свой канал. Давайте верить, что постепенно он станет не хуже, чем хоть та же «Культура».
А на «Культуре» со старой, но очень неплохой программой «Тем временем» состоялась под руководством А. Архангельского беседа, посвящённая наших старинным музеям-усадьбам: Ясная Поляна, Тарханы, Останкино, Поленово, Мураново, Абрамцево, Астафьево по прозвищу «Русский Парнас»... Нынешние руководители этих прославленных музеев (кстати, одного из директоров зовут Михаил Юрьевич Лермонтов! Догадайтесь, какого музея) с горечью говорили о том, как мало внимания уделяет наше государство своей гордости – русской дворянской культуре. Нынче усадьбам запрещена всякая хозяйственная деятельность, поэтому в них теперь появится множество хозяев – владельцев ресторанов, кафе, а также конюшен и прочих неотъемлемых частей усадебного хозяйства. Теперь даже урожай яблок в бар-ском саду собирать и продавать для нужд музея нельзя. А ведь усадьба – это ещё и пахотная земля, луга, ближняя река. Ой как не верится, что новые хозяева-коммерсанты будут свято блюсти интересы музеев и не станут строить нужные им доходные сооружения на заповедной территории! Земля-то нынче вон какая дорогая!
А если к этому добавить злоупотребления уже самих руководителей музеев? Увы, и такие у нас, как говорится, имеют место быть. И здесь у нас торжествует коммерция, будь она неладна.
А что делать? Государство, признавали на беседе, не лучший хозяин. Но без государственной поддержки усадьбам тоже ведь не выжить. Денег им хватает на нищенскую зарплату, какая уж тут реставрация! Недавно в «Северном крае» прекрасный руководитель музея города Ярославля В. Извеков с горечью писал, что ему стыдно смотреть в глаза сотрудникам, которые живут ниже уровня бедности и что он хорошо понимает тех из них, кто уходит из музея на куда лучше оплачиваемую работу.
Может, и в самом деле, как говорили собеседники А. Архангельского, стоит подумать о передаче усадеб в частные руки. В конце концов, в прошлом-то усадьбы были все частными. И надо что-то сделать, чтобы у усадеб нашлись богатые меценаты. Не коммерсанты, боже сохрани, а подлинные радетели за русскую культуру.
Напоследок – о програм-ме «Культурная революция»М. Швыдкого. Как всегда, заголовок там был провокационный: «Нам нечему учиться у иностранцев». Не больше, не меньше. И это при том, что мы всю жизнь у них учились и, будучи умными и старательными учениками, многое усвоили для собственной пользы. Вот и Маяковский писал: «Глядите на жизнь без очков и шор, глазами жадными цапайте всё то, что на нашей земле хорошо, и что хорошо на Западе». К сожалению, время от времени мы вспоминаем другие слова того же поэта: «У советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока». Глупо это, зачем изобретать уже изобретённый велосипед? Берите его и катайтесь себе на здоровье. Каждая национальная культура обязательно должна брать из других культур всё, что ей подходит. Более того, если какая-то культура ничего от соседей не берёт, это верный признак её заболевания.
Между прочим, знают ли читатели, что в каждом развитом языке, включая русский, аж до семидесяти процентов слов заимствовано из других языков? У нас множество слов взято из татарского, французского, немецкого, английского языков. Большинство из них прекрасно прижилось на новой почве, и теперь нефилологи могут и не знать, что то или иное слово когда-то было не нашим. А русский язык от этого только выиграл.
Это я вам как филолог говорю.