Конечно, без привычных среднерусских пейзажей и цветочных натюрмортов не обошлось: куда ж мы без них? Отдали должное ботаническим традициям Владимир Назаренко, Алексей Семенцов, Тамара Никонова, Евгений Варначев, Иван Бухаров, Юрий Жарков... Рядом с цветочным изобилием, запечатлённым на холстах этих художников, самый изысканный салон по аранжировке букетов кажется золушкой-замарашкой.
Влад Афанасьев остаётся верным своей идее монохромной палитры (белое на белом, фисташковое на фисташковом...), однако в элегантной блеклости его холстов всё чётче проступают контуры предметов, и не надо уже напряжённо вглядываться в картину, пытаясь разобрать написанное.
«Семейный портрет» Андрея Жевакина скорее психологичен, нежели живописен: центром композиции является... пустое пространство, ограниченное затылками двух взрослых людей, стремительно удаляющихся друг от друга. Растерянный взгляд ребёнка – третий угол этого распадающегося на наших глазах семейного треугольника. В домашний интерьер эта картина вряд ли привнесёт долю уюта, однако ни в живописной, ни в эмоциональной силе её воздействия на зрителя сомневаться не приходится.
Из дальних странствий возвратясь, порадовал пражскими отпускными впечатлениями Вячеслав Клапша. Сочный, яркий, аппетитный Крым Василия Шиханова также несколько примиряет с плаксивой осенью, царящей за окном. Лично мне было очень приятно увидеть среди участников выставки работы моего давнего знакомого Игоря Сакурова, известного книжного графика, прославившего наше ярославское художественное сообщество на российском уровне среди поклонников литературы блестящими иллюстрациями к романам писателя Бориса Акунина. Игорь Сакуров достаточно редко выставляется, в этом плане он – известный «затворник», тем приятнее и неожиданнее оказалось знакомство с его «Венецианскими мотивами». Графика Игоря Сакурова интеллигентна и выгодно отличается чувством стиля; присутствие его работ, безусловно, оказывает честь любой экспозиции.
Звания самого нестандартного колориста, доведись Союзу художников присуждать такие номинации, без всякого сомнения, был бы удостоен Олег Рожков: его сиреневые деревья, отражённые в алой водной глади – именно таким художник увидел «Осеннее утро» – стали для меня самым ярким впечатлением вернисажа.
Не оставит равнодушным зрителя и творчество ростовской художницы Инны Антоновой. Привлечёт внимание не только редкий сюжет – изображение монастырской трапезы, но и весьма оригинальный стиль письма художницы. Она выбрала для работы декоративно-сочную, контрастную, без пастельных компромиссов цветовую палитру (уместную, на мой взгляд, на палехских или жостовских подносах) и намеренно стилизовала фигуры персонажей-монахинь, отсылая зрителя либо в искусство анимации, либо в лубочную живопись (в зависимости от пристрастий каждого).
Зато основной вклад ростовских художников в экспозицию «Осеннего вернисажа», безусловно, согреет сердце материально обеспеченного иностранного туриста: финифть представлена во всём своём художественном и коммерческом многообразии.
Словом, осенний смотр областных художественных талантов наглядно продемонстрировал, что ярославское отделение Союза художников, будучи по сути достаточно консервативным приверженцем классической школы живописи, тем не менее допускает и инакомыслие в собственных рядах, что привлечёт внимание самого разного зрительского контингента.