Большую часть показа заняли студенческие коллекции. И среди них – работы юных модельеров из Ярославского техникума легкой промышленности, профучилищ Ярославля, Ростова, Тутаева и других дизайнерских центров и школ. Вторая номинация – авторские работы. И десертом – промышленные модели. Вся эта тусовка могла стать весьма пафосной, если бы уровень участников был сопоставим. Не говоря о том, что до уровня опытных модельеров – например, Светланы Кошкиной или Ларисы Рубцовой – студентам еще далековато, так и сами начинающие дизайнеры находятся на разных ступеньках мастерства. Федор Фильков, креативный директор Международного фонда развития моды, любезно сделал комплимент авторам студенческих коллекций: «Креатива много, но есть недоработки – во внешнем образе, крое и швах...»
На деле оригинальных идей было не так уж и много. И жюри по достоинству оценило то, что имелось. Причем за малым исключением в совершенном единодушии со зрителями. Победила команда из Ярослав-ского ПУ31 со своей одеждой из вишневого, розового и палевого вельвета. Мягкая ткань в мелкий и крупный рубчик, традиционные сочетания цветов, спокойно, благородно, классно сшито... Узкие брючки, бриджи, крошечные меховые сумочки. «Энергия беспорочно розового позитива» – такими словами предварил коллекцию ведущий.
И все-таки хочется думать, что жюри сомневалось по поводу первого места: а не отдать ли его Тутаевскому ПУ-41, его «Льняным фантазиям»? Ребята очень здорово осовременили народный русский костюм, выполнив его из льна с оригинальными элементами, аксессуарами из мешковины и лент. Тутаевцы поделили второе место с «Окольцованными имиджем» Ильи Муравьева из техникума легкой промышленности. Название замысловатое, да и странные юбочки с хулахупами «окольцовывали» внимание. Потом только смотришь выше. Ну и «Мерцающая Венеция», тоже из техникума легкой промышленности. Она просто обязана была получить что-то в силу дороговизны материала, сложности деталей. Да и с целостностью образа – как требовалось – все хорошо: получились венецианские гондольеры и гондольерши в роскошных, каких-то средневековых, замшевых костюмах с чудесной вышивкой и переливающейся органзой.
В номинации «Авторская» Светлана Кошкина представила «Новое платье короля». Оно – вязаное, огламуренное разнообразными деталями. Ирина Зеленская из Рыбинска – льняную «Траву-мураву». А Лариса Рубцова – коллекцию «На вершине Олимпа». Вот это да! Такое нужно видеть своими глазами. Смотрите, студенты, и учитесь. И уже из цитат послеконкурсных. Из уст членов жюри. Профессор Ивановской текстильной академии Наталья Мизонова плохому не научит. А она советует: «Нужно рисковать: резать ткань и шить по-новому!» А вот комментарий Федора Филькова к увиденному им (расцениваю это как призыв к нахальству и ниспровержению голых авторитетов и приоритетов): «Цель конкурса – разрушить психологический барьер, неуверенность для самих участников. Их должны вести амбиция и здоровая злость. На конкурсе кто-то может сникнуть, а кто-то – окрылиться». А еще он, приятно удивленный тем, что у нас творится, благосклонно считает: ярославские модельеры – победители конкурса «Провинциальная коллекция» – достойно представят регион в Москве.