ПИМОКАТ И КАБАЛЬЕРО
Впрочем, кинолюбители из башкирского городка Учалы, например, абсолютно уверены сами и других сумели убедить, что жить с достоинством на родной земле, пользуясь уважением близких, соседей и земляков, – она и есть, национальная идея. Так живет герой их фильма «Домик окнами в сад» деревенский пимокат – мастер катать валенки – Егор Ильичев.
Его прочным и теплым валенкам многоснежными учалинскими зимами не нарадуется вся округа. А еще Бог дал этому великому трудяге потрясающий голос. Когда он поет, даже лошади останавливаются, прядают ушами, слушая Егора. По сюжету двадцатиминутного очерка он то валенки катает, то соловьем заливается, набрав в грудь побольше воздуха и растворив окна дома. Между прочим, своей дражайшей супруге этот вдохновенный кабальеро объясняется в любви ни много ни мало концертным номером из собинов-ского репертуара – серенадой из оперы Ж. Бизе «Искатели жемчуга».
Жюри фестиваля без всяких дискуссий присудило гостям из Башкирии приз за лучший фильм и гран-при мэра Ярославля – большого плюшевого мишку с лентой победителя через плечо, в бейсболке, майке и шортах цветов российского триколора. В тройку лучших вошли лента «Не губите!» – крик души в защиту леса и его обитателей, братьев наших меньших, питерца, врача по профессии Юрия Котового и экскурс в заповедные пределы творческого «я» художника (фильм называется «Личное пространство») студентки кафедры киновидео Таллинского университета Лесни Линна.
Лучшей документальной картиной признана историческая хроника Константина Дудина «Ярославль – страница ХХ века». Автор – на снимке. Призом за лучшую режиссуру награжден киномонолог одной из многострадальных ижевских коммуналок «Дом» Ирины Трониной и Ивана Блинова.
ЭТИ НЕОСМОТРИТЕЛЬНЫЕ ЛЮБИТЕЛИ
Члены жюри не нашли что возразить его сопредседателю Эдуарду Розовскому, снявшему «Человека-амфибию», «Белое солнце пустыни», «Начальника Чукотки» и еще семь десятков лент, когда гость из Питера уверенно назвал лучшей операторской работой стильный киноэтюд восемнадцатилетней Любови Балицкой из Таллина «Грезы любви». Один из особо значимых специальных призов – «60-летию Победы посвящается» – присужден репортажной ленте школы телевизионного мастерства при ГТРК «Удмуртия» об отряде поисковиков «Есть такой долг». Приз за лучший иностранный фильм достался полякам (миниатюра о недуге телезависимости «Невольник»).
Как всегда, эти неосмотрительные любители, упорно не желающие знать, что в творчестве «можно», а чего «нельзя», дают сто очков вперед профессионалам в легкости на подъем и зоркости к так называемым мелочам жизни. Фестивальный экран то и дело повергал зрителей и жюри, что называется, из огня да в полымя: то вел их в дебри виртуальной «мировой паутины», где умудрились услышать друг друга два любящих сердца («Love, com») Дениса Борисова и Жанны Грябой (Таллин, студия «Максвидео», приз за современное воплощение вечных тем), то экран уводил нас к мрачным видениям бывшего Соловецкого лагеря особого назначения для политссыльных («СЛОН», ярославская студия «Одиссей»).
Авторы то «вели» нас на колокольню храма – «пообщаться» с заглавным героем картины «Звонарь» выпускником школы Николаем Алешиным (автор Татьяна Аксенова из Липецка, приз за интерес к теме духовности), то в подземные казематы мрачно знаменитой финской оборонительной «линии Маннергейма», прорванной Красной армией ценой огромных потерь и теперь зарастающей чертополохом (фильм авторов из карельского города Костома).
Интервью с членом жюри, нашим старым знакомым – председателем Общества непрофессиональных кинематографистов Эстонии Яаком Ярвине началось с поздравления гостю. Прямо из типографии привез он в Ярославль свою книгу «Взгляд в будущее» – многостраничный том хроники развития кинолюбительства в бывшем СССР и странах Балтии.
– Фолиант – в шестьсот страниц и на русском языке – вот это да! Великий и могучий, видим, не забываете.
– Не могу себе такой забывчивости позволить хотя бы как воспитанник Ленинград-ского университета.
– Вы по вузовскому диплому кто?
– Историк.
– Ага, та выучка вам теперь и пригодилась. Долго над книгой работали?
– Три года. В архивах, библиотеках. В Москве, Санкт-Петербурге. Перелопатил две сотни источников, в том числе и ярославских газетных публикаций. Хронология – с начала 20-х годов до 1991-го.
– Поищем в книжке что-нибудь нашенское?
– Пожалуйста. Вот цитата из исследования киноведа Марьямова. Он пишет о знаменитом фильме Юстинова «Люди большого сердца» – награжден был в 1962 году на международном фестивале в Канаде. Широко известная история, как ярославцы сдавали кожу для пересадки попавшему в беду Володе Гуляеву.
– Отличное название для исторической хроники – «Взгляд в будущее».
– Оно для меня уже наступило. Российское любительское кино, ярославский фестиваль, на котором я бываю, впечатляюще смотрятся в пространстве свободы и демократии.
ЩЕДРО ПОДЕЛИЛИСЬ АДРЕНАЛИНОМ
Несколько слов сказал эстонский гость и о впечатлениях от ярославской программы фестиваля-2005.
– Неутомим Александр Ромашов. Умудрился, причем по телефону, собрать работы 165 авторов! Такого не бывает даже на всемирных фестивалях непрофес-сионального кино UNICA. Кроме почтенного «Корабела» у Александра Леонидовича, смотрю, теперь появилась и студия в градостроительном колледже, где, как я понимаю, изучают теорию и технологию рекламы. В фильмах этой студии виден интерес к острым проблемам молодежи, в частности к беде наркомании. Слежу за успехами центра «Перспектива». Понравилась инсценировка юных аниматоров по учебнику Андрея Усачева о правах человека. Отмечу и документальный фильм Дудина о Ярославле, где история города довольно убедительно вписана в трудные судьбы России в прошлом веке.
Кроме Константина Дудина персональные награды получили еще четверо ярославцев. Спецприз Общества россий-ских киновидеолюбителей за игровую миниатюру «Сотовая связь» председатель общества, гостья из Питера Нина Зайцева вручила Александру Вихареву. Лучшим туристским фильмом признана картина «Crimea Incognit» преподавателя центра «Перспектива» Игоря Архипова – щедро поделился он со зрителями адреналином с опасной трассы малоизвестной крымской горной реки Узу-Узень. Спецнаграду «Юное дарование» заслужил студент ВГИКа Александр Тананов. В свои шестнадцать лет он, можно сказать, человек со стажем. Первый фильм «Букет котов» воспитанник «Перспективы» сделал, когда еще писать не умел. Призовую философскую миниатюру «Грани» снял он за три часа на мастер-классе недавнего международного кинофестиваля в Дрездене.