– Есть находки XI – начала XII века, бусы, керамика, – рассказывает руководитель экспедиции, научный сотрудник Института археологии Российской академии наук Наталья Фараджева. – Но тогда тут была ещё пашня. А заселение этой территории началось во второй половине XII века.
Как это происходило, археологи, рассматривая слои времён, увидели воочию. Первые поселенцы углубили Медведицкий овраг, насыпали поверх пашни песчаный вал, часть которого выявилась в ходе раскопок, – так на рубеже XII – XIII веков была обозначена граница города.
Территория древнего Ярославля в той части, которую захватил раскоп, представляла собой улицу с усадебными домами. Но до неё тут, оказывается, находилась ещё более древняя застройка, возможно, домонгольского периода. В ходе дальнейших исследований учёные надеются установить, почему произошла перепланировка. Ведь план древних поселений нередко сохранялся без изменений в течение столетий.
Раскопки вскрыли следы опустошительных пожаров, происходивших примерно раз в сорок лет. Есть остатки железоделательного производства: какието заготовки, куски руды. Но что именно тут коваливыплавляли, пока неясно.
Между тем других самых разных находок очень много.
– Был замечательный погреб начала XVII века, – Наталья Фараджева вспоминает его первым. – В нём оказался огромный напёрстный крест и клад серебряных монетчешуек времён Алексея Михайловича. Все пятьдесят монет лежали аккуратной стопочкой, видимо, были завёрнуты в ткань, которая не сохранилась.
Всеобщее внимание привлёк глиняный жбан XVI века. Обычная для своего времени посудина, только такого размера, какой встречается очень редко: стенки толщиной в палец, диаметр в самой широкой части около метра. Сохранился жбан целиком, развалился на несколько фрагментов уже в руках археологов, когда его извлекали из земли. Он был закопан в те же средние века и использовался в качестве дренажной трубы.
Одной из самых счастливых находок стало писало – железное шильце, которым процарапывали текст берестяных грамот. Вслед за обнаруженным здесь веслом с буквами (о котором мы упоминали в предыдущей публикации – номер за 15 августа) перед нами ещё одно свидетельство того, что город был грамотным. Ни одного послания на берёсте попрежнему нет. Обнаружено несколько берестяных свитков, каждый из них тщательно осмотрен: науке известны так называемые чернильные грамоты, их текст во влажной земле смывается. И всетаки каждый раз думалось: вдруг повезёт!
А пока всё найденное обретает своё место в вагончике – походной лаборатории экспедиции, где находки проходят предварительный осмотр, где их регистрируют и готовят для дальнейших исследований, которые будут проводиться зимой.
Главный тут – Ион Урсу (на снимке), молодой археолог из Кишинёва, он у нас на стажировке. Приехал по договору между Институтом археологии Российской академии наук и таким же Институтом академии наук Молдавии. Впервые не только в Ярославле, он первый раз в России.
– Но думаю, не последний, – сразу объявил Ион. – Всё здесь очень интересно, ведь таких древних городов в Молдавии просто нет.
Он передаёт мне из рук в руки древности старого Ярославля, и при этом кажется: мы испытываем одинаковые эмоции.
Вот крошечный пинцет. Не марки же собирали средневековые ярославцы! Явно тут жил и работал ювелир. Или они, может быть, перебирали таким пинцетом почти невесомые монетычешуйки?
Наконечники стрел, один сломанный. Какие огромные! С такими только на крупного зверя ходить – на медведя, кабана.
Каменная иконка наверняка расскажет искусствоведам многое. Где сделана, в какое время – нередко подобные свидетельства доказывают, что не все наши предки были домоседами, связи некоторых с окружающим миром простирались очень далеко.
Чистенькая белая, вырезанная из кости шахматная фигурка – ладья, очень похожая на те, которые находят в Великом Новгороде. На первый взгляд, XV век.
Обломок костяного гребешка – не повседневного, а явно из арсенала модной и небедной женщины. На нём видны остатки жёлтой краски (позолоты?). И ещё к гребешку приделана затейливая цепочка с ажурным металлическим украшением на конце.
Есть и другие приметы того, что тут жили люди выше среднего достатка. Наряду со скромным женским колечком обнаружен перстень с обломком вправленного в него когдато камня. Обращает внимание костяная ручка от ложки или ножа со сложным причудливым узором, похожим на стилизованных рыб.
Мимо внимания исследователей не пройдёт ничего, даже вот эта скромная глиняная игрушка – птичка. Ион заметил, что она из красной глины и с цветной поливой – явно привезена издалека. Может быть, ордынская...
Тем временем рядом с раскопом уже выгружают бетонные блоки, машины подвозят кирпич. Исследование участка заканчивается, скоро здесь начнут работу строители. Но летом будущего года, чтобы ничего не пропало для науки, археологи заложат новый раскоп рядом, – на том месте, где будет строиться ещё один жилой дом – тоже для людей выше среднего достатка.