БЕГОМ ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Современный бешеный темп жизни создаёт предпосылки для пусть временного, но бегства человека от действительности. Туда, где правят другие законы, а скрытые черты характера имеют шанс реализоваться. Прекрасно отвечают этим задачам разного рода ролевые игры с глубоким погружением. И хоть термин этот не совсем соответствует понятию, принятому в классической психологии, однако лучше отражает истинную картину вещей.
Фактически сегодня можно говорить о широком распространении трёх типов игр: застольные, полевые и компьютерные. Последние в меньшей степени отвечают основным задачам ролевых игр, требующих живого воображения. Попытки компьютеризировать приключения в мире фэнтези были и есть, но они не получают широкого распространения. Предложенная разработчиками игр компьютерная схема не даёт простора для действий самого игрока. Машина не в состоянии заменить живое человеческое воображение.
СПАСТИ ПРИНЦЕССУ И УМЕРЕТЬ
Немалой популярностью в наши дни пользуются так называемые застольные игры. В них участники не куют себе настоящие доспехи и не бьются гденибудь на природе почти настоящим оружием. Эти игры воображаемые, виртуальные, а все образы взяты из арсенала фэнтези. Правила просты: каждый игрок выбирает персонажа и с помощью кубика «накидывает» себе игровые качества: характер, магические возможности, силу. Собравшись в команду, искатели приключений, то бишь ставшие ими игроки, отправляются в путь по фантастическим мирам. Самый классический из них – толкиеновское Средиземье, но есть и другие варианты. Цели приключений традиционны – добыть сокровища, сокрушить зло, или на худой конец спасти какуюнибудь принцессу.
Подобные приключенческие игры занимают очень много времени. Самая простая – 10 – 20 часов, сложные – несколько дней, а то и месяцев. Ольга с мужем и дочерью стали «застольщиками» не так давно, несколько месяцев назад, но уже вполне «тянут» на фанатов. Своим увлечением «заразили» приятелей, и теперь в свободные дни или вечера они садятся за столом тесным кружком и погружаются в волшебный мир приключений. Все вместе путешествуют по странной стране, где есть океаны и горы, на небосводе парят сразу несколько лун, а в долинах и лесах живут волшебные существа. Они борются со злыми колдунами, людоедами и гоблинами, попадают в западни, участвуют в битвах, ищут клады.
– Это не только развлечение, но при тщательно продуманном модуле – очень полезная штука, – говорит Ольга. – В игре человек раскрывается. Поведение взрослого в воображаемом пространстве нередко аналогично тому, как он ведёт себя в действительности. К примеру, член нашей команды – моя подруга. В опасных или кризисных игровых ситуациях она верна себе и совершает порой те же ошибки, что и в реальной жизни. Совсем другое – дети. Они, встречая трудности, способны учиться. Соображают и корректируют своё поведение, вырабатывают характер.
РЕАЛЬНАЯ ГРЯЗЬ НА САПОГАХ
Полевые игры очень похожи на так называемые застольные с той лишь значительной разницей, что разыгрываются они не дома за нарисованной картой, а понастоящему гденибудь на природе, в поле, лесу. Близки воображаемым «полевым» приключениям получившие в последнее время большое распространение реконструкции исторических событий. К примеру, поднимающие патриотический дух воспроизведения Бородинской битвы или Полтавского сражения.
И все же «полевики» – это люди, не только «реанимирующие» истории давно ушедших лет, но и создающие «из плоти и крови» персонажей средневековья и фантастических миров. В полевых играх всякое действие – или почти всякое – изображается полностью. Например, если один персонаж сражается с другим, игроки бьются между собой безопасным деревянным или пластиковым оружием. Обязательно для участника – наличие игрового костюма.
– Основное время на игре надо простонапросто жить, как жил бы персонаж, – говорит Вадим, «полевик» со стажем. – Вести себя так, как вёл бы он.
В отношении полевых игр существует несколько предрассудков.
Вопервых, считается, что «застольные» фанаты не принимают «полевых» игроков за «любовь к реальной грязи на сапогах». Но хоть приверженцы того или иного игрового вида редко изменяют своему первоначальному выбору, всё же похожесть игр создаёт предпосылки для того, чтобы играющий люд «кочевал» тудасюда.
Вовторых, есть скептики, воспринимающие ролевые полевые игры как продолжение старой доброй «Зарницы» с тем лишь отличием, что теперь герои бегают и «рубятся» друг с другом деревянными мечами, а не с пластмассовыми пистолетами. Существуют, конечно, игры, где сражения поставлены во главу угла. Но в большинстве своём в ходе игры её персонажи могут ни разу не взять в руки меч, но при этом жить полноценной воображаемой жизнью.
Чтобы стать «жителем» воображаемого мира, необходимо как следует подготовиться. Всё снаряжение игроки готовят себе сами, «плетут» кольчуги, делают оружие, причём в точном соответствии с требованиями.
– Чтобы сделать простенькую кольчугу или меч, – говорит Вадим,– нужна специальная информация, много времени, сил. Наши игры отвлекают людей от вредных привычек – спиртного, наркотиков. Нам просто некогда этим заниматься. Да и нет желания.
КОЛЬЧУГА ПОД ПИДЖАКОМ
В основном это так. Однако есть люди, всю свою жизнь отдавшие «служению» игре. Они не выходят из образа, даже когда эпизод отыгран и герои разошлись. Они тоже идут к себе домой, но не как Иван Сидоров или Пётр Иванов, а как эльф или средневековый лучник. Один из них вырастил длиннющую бороду и заплёл её в две косы, потому что именно так выглядит колдун из какогонибудь Средиземья. Другой под современным пиджаком носит самосплетённую кольчугу и воображает себя воином.
Фанат ролевых игр стремится в воображаемый мир, где можно стать героем, тогда как в настоящей жизни он просто сторож или конторский служащий. Он на время замещает реальность выдуманными приключениями. А многие люди пытаются изменить её наяву. Разве самосовершенствование – не один из видов такого изменения? Тот, кто не доволен собственным «я», стремится к переменам.
Клубы фанатов ролевых игр имеют сегодня большое распространение. Каждый год на территории бывшего СССР проводится не менее двухсот полевых игр, а возможно, и гораздо больше. Среди крупнейших центров ролевых игр – Москва, СанктПетербург, Казань, Саратов, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Харьков, Томск, Уфа, Тула.
МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
По мнению психологов, в ролевых играх с глубоким погружением при некоторых их минусах, есть и неоспоримые достоинства. Масса положительных эмоций от пребывания в волшебном мире, возможность «примерить» на себя разные роли. Эти игры помогают «раскрыться» человеку, побороть консервативность мышления, стать творческим, раскрепощённым. Новая роль может даже поменять жизненную установку. По этому принципу работает психологический приём «ситуация успеха», когда пациенту с заниженной самооценкой врачпсихотерапевт предлагает побывать в роли абсолютно успешного человека, а для этого проявить свои достоинства и способности. Однако же глубокое погружение в фантастические миры хорошо не всегда и не для всех.
– Подобные ролевые игры со сменой имён, одежды, стиля жизни могут быть опасны, – говорит Екатерина Кулаева, психолог одного из городских психологических центров. – Есть масса случаев в России и в Ярославле, когда родители не только играют в клубах с единомышленниками, но продолжают играть и дома, привнося в реальную жизнь идеологию какогонибудь Средиземья. Они «заражают» этой игрой своих детей, психика которых недостаточно окрепла. Для малышей граница между настоящим и вымышленным миром очень зыбкая. Они могут понастоящему верить в фантазию. Был в практике случай, когда маленькая девочка, насмотревшись сериала «Зачарованные», бросалась на дороге на красный свет под машины. Своё поведение она объясняла тем, что не может умереть. Когда её собьёт машина, она перейдёт в мир зачарованных и станет одной из них. Чтобы избавиться от этого представления, с ребёнком долго работал психолог. В воображаемых приключениях есть разная опасность. Взрослые имеют жизненный опыт, практику реальной жизни. Даже погрузившись глубоко в игру, они всё равно без труда смогут оттуда «выйти». Другое дело дети. У них нет житейского опыта и их сознание отлично от взрослого. В психологии есть такой термин «магическое мышление». Ребёнок считает: если он о чёмто подумает, это обязательно случится. Они больше, нежели взрослые, подвержены внушению, быстрее привыкают к новым установкам, поскольку их собственные ещё не сформированы.
Приверженцы различных ролевых игр широкой рекламы себе и своему увлечению не делают. Слава о них в основном передаётся из уст в уста. В подобные игровые клубы объединяются единомышленники. Нефанаты членами клуба быть просто не смогут. Однако при всей «закрытости» и необычности «ролевых» клубов коечто всё же просачивается в будничную жизнь, порой приводя в ужас неподготовленных обывателей. Наглядный пример – проведённая этим летом ролевая игра для старшеклассников в одном из загородных лагерей. Смена имён и некоторые игровые атрибуты были восприняты неподготовленными детьми и их родителями как насаждение неких сектантских догм.
По мнению психолога, ролевую игру с глубоким погружением, со сменой имён проводить в лагере достаточно рискованно. Не в любом возрасте можно играть в такие игры, и не все дети к этому готовы, среди них могут быть чрезмерно внушаемые или тревожные. Поэтому погружение детей в волшебную реальность во избежание проблем должно проводиться в сопровождении психолога.
Можно долго спорить, насколько нужны игры в целом и подобные в частности. Неоспоримо одно: игра с самого детства – неотъемлемая часть нашего бытия. В раннем возрасте ребёнок, играя, не только развлекается, но и учится жизни, немало узнаёт о себе и окружающих. Став взрослым, человек подсознательно «примеривает» на себя разные роли, в конце концов, выбирая какуюто одну. Об этом писал известный психолог Эрик Берн, выдвинувший теорию «сценарного» поведения человека. По Берну, любой индивид стремится к душевному комфорту, но достигает он этого не всегда. На пути к гармонии встают сценарии, особого рода роли, которые каждый выбирает сам.
Nelly | 01.08.2018 в 15:28 | ответить0
Я обожаю только азартные игры, компьютерные уже не то, каждому свое, но мне не хватает острых ощущений, да и деньги лишними не бывают, а на Вулкане https://vulcandengi.net/ и выбор большой, вывод денег на карту!