В день представления своей новой работы она провела пресс-конференцию, на которой подробно рассказала, зачем и почему на 32-м году существования ансамбля решилась от театрализованного исполнения песен перейти к созданию музыкального спектакля. Главное – от обиды за державу и всех россиян. Почему иностранные мюзиклы, прожившие десятилетия в своих странах, нашему зрителю преподносят как откровение и эталон театрального музыкального представления? Родной наш фольклор настолько богат и интересен, так философски глубок, что не попытаться сделать на его основе музыкальный спектакль просто расточи-тельно.
Родиться «Ковану колесу» помогла случайная встреча актрисы с режиссером Александром Федоровым, пригласившим ее в свой театр. Увиденный спектакль поразил Бабкину – так ведь это как раз то, что нужно ее театру! И началась работа над новым спектаклем.
– Если просто так готовить спектакль, то при нашей занятости это займет очень много времени. А вот если к какому-то событию – пойдет быстрее, – высказала Надежда Бабкина свои предположения режиссеру. Тогда он и предложил ей поехать в Ярославль на фестиваль, в котором сам принимал участие несколько раз.
Так начался их совместный путь на «Преображение».
Бабкина с таким увлечением рассказывала о работе над спектаклем, что было понятно – ее театр и дальше будет развиваться именно в этом направлении. Всех присутствовавших на пресс-конференции поразила ее невероятная энергия, в ней и кроется секрет долгой жизни ансамбля. Но есть и еще один.
– Главное в жизни – любить. Любить жизнь, любить себя, любить людей. Надо чаще задавать вопросы Богу и научиться слушать его ответы, – поделилась своими жизненными правилами Надежда Бабкина.
«Ковано колесо», как и боялись организаторы фестиваля, началось почти одновременно с грозой и проливным дождем. Над летней сценой был сделан навес, и Надежда Бабкина заранее сказала, что артисты будут работать в любую погоду. Зрители оказались под стать – никто и не думал уходить, раскрыли зонтики и продолжали следить за действом на сцене. По кругу – ковану колесу, по которому и течет жизнь каждого из нас от рождения до смерти, – идет Судьба (Надежда Бабкина). В некончающемся танце – пластичном, образном – находятся на сцене в течение всего представления артисты «Русской песни». Одна мелодия сменяет другую. Это и русские народные песни, и плачи, и городской романс.
Обидно, что из-за влажности сложная техника капризничала и невозможно было разобрать слова песен, звучавших под фонограмму. Для ассоциативного спектакля, каким является «Ковано колесо», – это существенный недостаток, мешающий пониманию того, что же происходит на сцене. К большим творческим удачам театра «Русская песня» эту премьеру я бы не решилась отнести, но все новое когда-то надо начинать. И то, что такие эксперименты проходят в рамках фестиваля, задуманного именно для изменений к лучшему, нормально и правильно. Сама Надежда Бабкина осталась довольна и спектаклем, и теплым приемом ярославского зрителя.
Идея фестиваля оказалась ей так близка, что она предложила директору музея Елене Анкудиновой и в дальнейшем сотрудничать.
На следующий вечер территория музея-заповедника вновь была заполнена до отказа. Желающих прийти на вечерний концерт и фейерверк оказалось больше, чем билетов в кассе. На площади яблоку негде было упасть, и погода на этот раз не подвела – не обидела ни артистов, ни зрителей. После концерта традиционный фейерверк обозначил окончание фестиваля.
Он закончился для зрителей, а его организаторы заняты, как всегда, подведением итогов и обсуждением новых возможностей. Его бессменный исполнительный директор Светлана Блажевская призналась:
– Мы каждый год думаем, надо ли продолжать проводить этот фестиваль, нужен ли он дальше и сможем ли мы дальше. Ведь мы – непрофессио-налы.
На эти сомнения ответит любой ярославец: конечно, нужен. И не надо лукавить – непрофессионалы не удержат высокую планку в течение стольких лет. В этом году даже организаторов фестиваля приятно удивило заметно выросшее мастерство звонарей, которые в течение всего праздника выступали с концертами. И это уже не простое знакомство с традиционными колокольными звонами, а музыкальные композиции и совместные импровизации, которые подтвердили народное изречение «Что словом не передашь – музыкой скажешь, а что музыкой не выразить – только колокольный звон расскажет».
В рамках фестиваля теперь идут не только колокольные концерты – вслед за Ярославлем конкурсы звонарей стали проходить во многих городах и как утратившие свою эксклюзивность для музейщиков стали не так интересны. А вот, например, вопрос устройства современного города, оптимально удобного для жизни человека, еще только начинает широко обсуждаться. В следующем году в рамках фестиваля с привлечением ученых и архитекторов из столицы к нему обратятся и на фестивале. Да и сами рамки, возможно, расширятся: в нынешних «Преображению» стало тесновато.
И все же самый главный итог этого фестиваля в том, что он все прочнее входит в жизнь города, становясь общим, любимым, своим праздником. «Преображение» мало-помалу помогает и нашему преображению, что очень важно.