ЛЮБЛЮ БЫТЬ У ИСТОКОВ
Николай Прянишников – один из немногочисленных потомков некогда большого ярославского купеческого рода Оловянишниковых, прославивших родной город на всю Россию литьём звонких колоколов и производством изумительных по красоте предметов церковной утвари. «Нашёлся» для музейщиков он не так давно – в 90-е годы, когда мы стали думать не только о строительстве светлого будущего, но и о своём малознакомом прошлом. Тогда в музее-заповеднике строилась выставка, посвящённая купцам Оловянишниковым. В работе над ней принимал горячее участие и Николай Прянишников, московский архитектор и преподаватель, прямой потомок ярославских купцов.
– Я с детства знал, что из купеческого рода. Хотя моё детство – время непростое. Помню, как воспитательница в детском саду заставляла нас плакать в день смерти Сталина. Тогда я узнал, что такое принуждение. В семье о Ярославле всегда говорили с придыханием, как о чём-то очень родном. Но впервые выбрался в этот город, когда учился в архитектурном институте и подрабатывал, выезжая в экспедиции, которые занимались описанием памятников.
Купеческие гены в Николае Евгеньевиче претерпели некоторые изменения. Вся его огромная энергия с молодости была направлена на создание идеального человеческого сообщества – где все друг другу друзья и братья, где есть условия для развития творческого начала, где люди заняты созиданием. В Москве жив и поныне клуб «АРС» – для архитекторов и художников. Один из его основателей – Прянишников. В «АРС» приглашали тех, кого советская официальная культура не приветствовала. В клубе на один день можно было выставить любые свои работы, даже такие, которые не вписывались в социалистическую идеологию.
– Я люблю быть у истоков. – говорит Николай Евгеньевич, – Клуб «Арс» – один из первых в Москве. В то время для нас это был глоток свободы. Кто только к нам ни приезжал! Были такие интересные встречи. Помню итальянского коммуниста, получившего в наследство дорогостоящую землю в парке, где он устроил выставку сломанных кукол, найденных на помойках, беседку для свиданий бедных влюблённых. Этим он хотел сказать, что человека надо беречь и жалеть и по возможности помогать обездоленным. Сложности в клубе возникли, когда у одних появились заказы, а другие сидели без денег. Неравенство и начало разрушать творческое сообщество. Мне это стало не так интересно, и я отошёл от клуба.
В 90-е годы начали говорить о купцах. Я задумал организовать купеческое собрание, в которое войдут потомки купече-ских родов России, краеведы – исследователи их жизни, современные бизнесмены, которые работают на основе настоящих купеческих традиций – честно, с пользой не только для себя, но и для Отечества. Только среди тех, кто, казалось бы, работал по традициям, оказалось много откровенных обманщиков. Как только это выяснялось, я прекращал общение с бизнесменом. Время было мутное. Но купеческое собрание зарегистрировали. Оно существует и сейчас, выполняя только культурно-просветительскую функцию.
Идея создания купеческого собрания родилась у Прянишникова не из желания «потусоваться» со «своими», раздувая щёки от гордости за предков. Хотелось помочь людям возродить исконные традиции в трудную эпоху перемен. Ведь тогда кто только ни приезжал учить россиян быть ловкими и умелыми бизнесменами, словно у нас и не было в истории своих успешных предпринимателей. Многие учителя с Запада ут-верждали, что купеческих традиций в России и не было, что это всё наши иллюзии.
– С представлением, что кто-то приедет с Запада и научит нас жить, пора расставаться, – считает Прянишников. – Если где искать секреты успеха и богатства – в своём прошлом, у своих родных предков. Многое умели, а ведь у них жизнь была не сахар. Входы в политику для купечества были перекрыты всегда. И теперь власть совершает ту же ошибку, отгоняя от управления государством богатых людей. Время доказало, что это не эффективно, но все опять забыто.
Купеческое собрание с просветительской задачей справляется, но развивающей и развивающейся моделью общества, как задумывал Прянишников, пока не стало. Может, просто время не пришло? Но ему ждать некогда – характер не такой. От идеи создания оптимального человеческого сообщества не отказывается – уж очень хочется сделать реальным и приблизить то время, когда всем станет жить легче и лучше. Николай Евгеньевич – автор и эксперт программы «Малые города», в которой принимали участие и города ярославского края: Ростов, Переславль, Тутаев. К ним у Прянишникова отношение особое – почти родные.
– У них хорошие перспективы, есть интересные пути развития, – уверен он. – Жаль, что тутаевцы всё-таки не переименовали город, носящий имя человека, ничего для него не сделавшего.
БЕЗ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
НЕ ВЫЖИТЬ
– Род Оловянишниковых – замечательный, древний, корни его в XVII веке. Они – одни из немногих купеческих родов – смогли обеспечить преемственность. Я не устаю повторять, что сегодня сохранение преемственности – важнейшее условие нормального развития общества. Разве не глупость – каждый раз начинать всё сначала, будто до тебя и не было ничего. Это расточительно и нерационально. Пока у нас каждый чиновник, приходя на новое место, говорит: «До меня было всё плохо и неправильно, наведу порядок». Так же действуют и депутаты – каждый последующий созыв отрицает то, что делали предшественники.
Законы купеческой жизни учат не только преемственности. Понятие чести, купеческого слова впитывали в купеческих семьях с молоком матери.
– Я был на одной деловой игре в то время, когда все мы учились выживать, – рассказал Николай Евгеньевич. – Задание будущим бизнесменам было такое: представить, что удалось купить меховые армейские шапки с кокардой по 1 рублю, которые можно продать на Запад по 1 доллару. Вся группа была занята поиском возможностей в направлении, как еще дешевле купить и еще дороже продать. Я сказал тогда, что этим заниматься вообще не буду, так как это не соответствует миссии моего рода. Может быть, это не позволит обогатиться быстро и сильно. Но это удержит человека в рамках основательности.
У нас в роду было принято относиться к людям хорошо. Но попасть в орбиту семьи было непросто – присматривались долго – и к человеческим качествам, и к деловым. Семья Оловянишниковых была хороша ещё и тем, что опровергала утверждение, что богатство может быть нажито только нечестным трудом. В одной книге както мы с отцом прочитали, что капитал Оловянишниковых был нажит на том, что они выпускали фальшивые полтинники. Так утверждал некто Лукьянов, советский историк химической промышленности. Мы приехали с отцом в Ярославль, подняли документы архивные – ничего подобного. Был такой однофамилец, но из другой купеческой сотни. А Оловянишниковы кроме колоколов, спрос на которые был по всей России, делали еще и церковную утварь. Уровень работ был не ниже, чем у Фаберже. Но когда статья написана – опровергать сложно. Желтая пресса сейчас быстро подхватывает любой негатив, мы любим говорить про себя гадости. А вот отдавать должное ещё не умеем. Пока мы помним несколько фамилий – Третьяков, Морозов, а остальных просто не знаем. Но в истории каждого купеческого рода – столько положительных примеров, которые для жизни и для будущего необходимы.
Следовало бы отдать должное прошлому – построить музей ярославского купечества. Не экспозицию в уже существующем музее, не выставку, а музей. Купцы, оставившие нам богатейшее наследство, вполне достойны такой памяти. Это настолько очевидно, что не требует никакого обсуждения.
– Мы очень расточительны к историческому культурному пространству, – продолжает Прянишников. – Я не понимаю, почему до сих пор в городе нет памятника Ивану Вахрамееву. Есть памятник Богдановичу. При всем хорошем отношении почему ему есть, а Вахрамееву – нет? Мы много рассуждаем о порядке, заглядывая на Запад. Но сам порядок к нам не придёт, его никто не доставит. Порядок должен создаваться образцами. В купеческой истории их предостаточно. У нас до сих пор многие думают, что богатство не связано с трудом. Но если ты не умеешь управлять своим богатством, завтра его уже не будет.
Вот об этих проблемах в музее купечества и поговорить бы! Но кому, как не Николаю Евгеньевичу, понимать, что издавна в России всё существует отдельно: интеллигенция с идеями – сама по себе, чиновники – сами по себе, и бросает нас жизнь из стороны в сторону – успевай только на ногах держаться.
Теперь, зная о любви Николая Евгеньевича к новым созидательным делам, не приходится удивляться, что именно он оказался 15 лет назад у истоков фестиваля «Преображение». Вместе с Еленой Анкудиновой и Натальей Каровской со всей своей энергией взялся за новое дело. Ведь преображение человека, его изменение к лучшему – это как раз то, к чему идет он упорно и безоглядно, не обращая внимания на неудачи, всю свою жизнь. И когда мнения о дальнейшей жизни фестиваля в 2001 году у его организаторов разделились – остаться фестивалю только колокольным или расширить границы, не сомневаясь, принял сторону развития фестиваля на основе традиций.
– Фестиваль профессионализируется, – считает Николай Прянишников. – В первые годы всё делалось с надрывом, Елена Анкудинова каждый раз была чуть не с инфарктом. Теперь уже наработаны связи, научились управлять процессом. Жаль, что на этом фестивале стало меньше событий. В следующем, думаю, вновь проведём конкурс звонарей. Но я могу только рекомендовать – принимают решения хозяева фестиваля. Сам я готов добавить в его программу не только традиционные Оловянишниковские чтения, но и обсуждения за «круглым столом» важных проблем современной жизни. Ведь и в краеведческих чтениях, которые я проводил в рамках фестиваля все эти годы, мы шли от проблем рода и семьи к актуальным современным проблемам. Для того чтобы эти обсуждения были интересны, надо привлекать к ним интересных ученых. А их жизнь расписана на год вперёд, и договориться непросто, так что уже в сентябре я и начну это делать.
Удивительные события сопутствуют фестивалю «Преображение»! Его организаторы точно знают: в хорошем деле всегда Бог помогает. Наверное, и Николай Евгеньевич Прянишников не случайно вернулся в город своих предков – чтобы не словами, а делами помочь Ярославлю стать первым творческим городом, таким, каким он пока видит город будущего только в своих мечтах.