ЛЕГЕНДА О ФИАЛКОВОЙ ГОРЕ
Этот уникальный живописный островок – настоящая музейная экспозиция под открытым небом, в которой представлены особенные «экспонаты».
Обязательные элементы любого парка – каскады прудов. В Карабихе Верхний и Нижний пруды соединены небольшой речушкой Гремихой. На склоне Нижнего раскинулась Фиалковая гора, она служила естественным амфитеатром. Здесь устраивали дёрновые скамейки, а на воде на деревянных плотах крепостные крестьяне показывали спектакли.
Прежде склон тонул в фиалках. Теперь стараниями местных жителей их число значительно убавилось. Но всё же музейщикам удалось сохранить несколько уникальных разновидностей этих цветов, к примеру, опушённую фиалку, занесённую в Красную книгу Ярославской области.
Есть в Карабихском парке «Парнас» – насыпной холм со специальной площадкой, именуемой «бельвю», что в переводе с французского означает «милый вид». Отсюда открывается прекрасный обзор почти на 20 километров. В парковой зоне сохранено около 600 уникальных мемориальных деревьев, чей возраст более двухсот лет.
ДЕНЕГ НЕ ХВАТАЕТ
Заботой о «живой» экспозиции в музее занимается ландшафтноэкологический отдел.
– Обычному посетителю не особо заметна наша работа, – говорит заведующая отделом Наталья Ерофеева, – парк, мол, он и есть парк. Мы же стараемся его не только привести в порядок, но и приблизить к исторической действительности конфигурацию полян, видовой состав деревьев и кустарников, даже иногда и надпочвенный покров. Нужно сохранить замысел садовника, основные черты английского парка XIX века. Берём за основу воспоминания, архивные документы. Конечно, точно воссоздать парк, каким он был много лет назад, невозможно. Не в наших силах, к примеру, заново построить разрушенную оранжерею, где хозяева усадьбы любовались диковинными заморскими растениями. А ведь она была частью парковых сооружений, которые вместе с архитектурой составляли единый усадебный комплекс.
Увы, не только время беспощадно к историческому наследию. Нередко сотрудникам ландшафтноэкологического отдела приходится сталкиваться и с откровенным вандализмом, и, как это ни печально, с чиновничьим безразличием.
– Парадоксально, – говорит Наталья Юрьевна, – на реставрацию архитектурных памятников и коллекционных фондов по линии ведомств культуры постоянно выделяются немалые средства, а на поддержание уникального паркового комплекса финансирование идёт с большим трудом. Нельзя сказать, что нам совсем не выделяют денег, однако их недостаточно, чтобы провести все необходимые охранные мероприятия. Три года назад нам дали 95 тысяч на лечебнооздоровительный комплекс. Деньги мы использовали, деревья подлечили, но чтобы сохранить парк, такую работу нужно проводить постоянно. Вот ещё пример – Верхний пруд находится в плохом состоянии, береговая линия рушится. На его реконструкцию нам перечислялись средства, но не полностью, а дозированно. В результате комплексного восстановления не получилось, освоение проходило в режиме аварийных работ.
ВСЁ ОБЩЕЕ, А ЗНАЧИТ – ВСЁ МОЁ
Усилия специалистов отдела сохранить памятник природы кроме финансовых проблем наталкиваются и на бездумное, потребительское отношение со стороны местного населения.
Два года назад в сорока метрах от Верхнего пруда началось строительство большого коттеджа. За забором частника оказалось несколько мемориальных деревьев. Возведение здания привело к нарушению существующей планировочной структуры. Охранная зона музеяусадьбы – около 350 метров, территория старого парка должна гармонично переходить в лесной массив. Но такие «мелочи» мало волновали новосёлов. Попытки специалистовэкологов противостоять самовольному возведению дома и сохранить уникальный природный уголок оказались безрезультатными.
Представители музея не имеют права запретить строительство, даже если оно начато практически на заповедной территории. От лица музейщиков в защиту памятника федерального значения выступила прокуратура Ярославского района. Но и ей пришлось отозвать свой иск. Всё дело в том, что территориальные границы музея пока не закреплены юридически. Точнее, раньше существовала охранная зона, которая была утверждена облисполкомом. Сменилась власть, утратили силу многие нормативные документы, а в результате музей оказался без защиты.
– Зимой этот уже выстроенный дом горел, – рассказывает Наталья Юрьевна. – Чудом огонь не перекинулся на парк. Теперь здание снова восстанавливают.
Почемуто музейный парк не воспринимается людьми, в том числе и жителями ближайших домов, как неповторимый памятник истории. Для них это просто «соседний лесок», где всё общее, а значит – всё мое. Чистую питьевую воду они предпочитают брать из паркового родника. Тропинки к нему прокладывают там, где ближе и удобней, прямо по ухоженным парковым лужайкам. По склону Верхнего пруда проложены трубы от частных домов. Отсюда насосы качают воду для жителей. Людей понять можно: негде им больше брать воду. Но и музейщики тоже не боги, при таком потребительском отношении им вряд ли удастся сохранить водоём. Да и не только его.
СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ
Выписка из протокола заседания комиссии по охране окружающей среды от 27 мая 1986 (!) года, на котором рассматривалась ситуация с сохранностью заповедных некрасовских парков и окружающей среды музеяусадьбы Н. А. Некрасова: «Отметить, что состояние с сохранностью заповедных некрасовских парков и окружающей среды вызывает серьёзную тревогу. Пришла в ветхость и нуждается в восстановлении ограда парков, загрязнены пруды нижнего парка и пруд, находящийся рядом со школой им. Некрасова… Населением ломаются в парках деревья, кустарники, ограждения, прокладываются транзитные пути, вытаптывается растительность, охранная зона застраивается, охрана парков не организована. Под влиянием выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух гибнут парковые насаждения».
Проходят годы, а время для Карабихского парка словно остановилось. На дворе 2007 год, но можно смело взять приведённый отрывок и без поправок вставлять в современный отчёт об охране заповедных парков и окружающей среды музея.
Впрочем, справедливости ради нужно признать, что одно изменение есть. С марта этого года организована охрана парка – по его территории гуляет милиционер. Точнее, он здесь дежурит, вот только непонятно, как ему удаётся охранять парковую зону, которая открыта для любого желающего. Нормального ограждения вокруг музея как не было, так и нет.