среда 30

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 09 августа 2007

Неуемная жажда движения

нет фото

Сегодня директору Волковского театра, народному артисту России Валерию Сергееву исполняется 55 лет. И ещё – 35 лет служения Волковской сцене. Свой день рождения Валерий Валентинович встречает, как и всегда, в пути, по дороге на гастроли в город­герой Новороссийск. А в дороге лучше всего вспоминается прошедшее.

автор Маргарита ВАНЯШОВА

 

Поезд прибыл в Ярославль на рассвете. Ещё не ходили ни троллейбусы, ни трамваи. Валерий шёл пешком от привокзальной площади по улице Свободы – прямиком к Первомайской, к театральному училищу. Ждал на ступеньках крыльца. Ровно в 8 утра его заинтересованно окликнули:

— Кто к нам в такую рань к нам пожаловал? Откуда?

Это был директор театрального училища Дмитрий Сергеевич Антонов.

— С Сахалина, – простодушно ответил Сергеев.

— Откуда? – не поверив, переспросил Антонов. – У нас никогда ещё не было абитуриентов с самого края света!..

...Валерий родился в посёлке Хор Хабаровского края, потом семья переехала на Сахалин в город Макаров. Жили в деревенском доме, держали скотину. Валерий колол дрова, топил печь, подростком ездил на море за рыбой (это были заготовки на зиму), росли ещё две маленькие сестры.

Дед Валерия в 39­м ушёл на финскую. А бабушка, Галина Емельяновна, в том же 39­м была выслана на Дальний Восток, из своих родных мест, с Украины. Это было время, когда одним росчерком пера можно было переселить не одного человека, а целый народ. Переселяли украинцев из Карпат, эстонцев, литовцев, латышей, приволжских немцев... Переселили и двух сестёр Галины, разлучив и разбросав в разные стороны. Галина Емельяновна в сорок третьем получила похоронку: «Ваш муж, Григорий Сергеев погиб, геройски защищая Сталинград». Дочка Лида осталась без отца. Выросла, стала учительницей, вышла замуж.

Лидия Григорьевна, человек обаятельный и артистичный, немало сил отдала на художественное образование и развитие сына. Валерий – мальчишка романтического склада – обнаружил непривычную в этих суровых краях тягу к сцене, театру. В Ярославле его учителями станут легендарные Виктор Давыдов, Сергей Ромоданов, Клара Незванова. В дипломных спектаклях его особо отметит Фирс Шишигин. И пригласит в Волковский театр.

Первая большая роль Сергеева – широкий, раздольный, удалой русский характер – сказочный Иван в «Коньке­Горбунке». Военная юность была темой спектакля «Соловьиная ночь» (по пьесе В. Ежова), которую Владимир Кузьмин поставил как возвышенную поэму о любви... Юность актёр и режиссёр ощущали как метафору чистоты и цельности жизни. Сержант Пётр Бородин, которому не исполнилось и двадцати, был ровесником Сергеева, любившего в своём герое мужество и бесшабашность, романтический пафос и игру жизни.

В телесериале «Солнечный ветер» на Центральном телевидении он снимался (в течение трёх лет!) вместе с выдающимися актерами Андреем Поповым, Ниной Ургант, Леонидом Марковым, Верой Васильевой, Николаем Ерёменко. И это тоже была школа обретения мастерства.

В его репертуаре около 100 ролей, сыгранных в театре и кино. Сергеев любит яркие, полные, сочные тона. И героев своих наделяет недюжинной жизненной энергией, они – камертон спектакля. Актёр сильно и мощно чувствует особые черты русского характера, склад и строй русской души, раскрывая её богатства в героях Остров­ского, Достоевского, Горького, Шукшина. Сергеев чрезвычайно разнообразен, он не вмещается в рамки какого­то жанра: философ­ироник, проницательный наблюдатель, тонкий лирик, скоморох­пересмешник. Таковы его Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты»), Бахчеев («Фома» по Достоевскому).

Однако есть, к сожалению, пространство несыгранных и невоплощённых им ролей. Режиссёр Владимир Боголепов думал над «Мёртвыми душами» с Сергеевым­Чичиковым, размышлял над постановкой трагического «Тараса Бульбы», где Сергеев сыграл бы заглавную роль. А мечта о чеховском дяде Ване или о Санчо Пансе не оставляет актёра и сейчас. Грустный парадокс в том, что директорство почти не оставляет времени на репетиции. Правда, Сергеев успевает в свободное время сняться в фильмах, и вскоре мы увидим его в телесериале «Защита Красина» – в роли сурового, жёсткого, справедливого генерала. Так что закономерности налицо: от рядового, сержанта – до генерала, щемящая и удалая тема путей­дорог, человеческих и театральных.

Однажды его назвали Домовым Волковского дома. Но Сергеев не пригвождён к своему директорскому креслу, не стремится к оседлому и уютному суще­ствованию. Он – по натуре путешественник, странник, странный человек – от слова «стран­ствовать». И не иначе, как о нём сказано у Грибоедова: «Когда постранствуешь, воротишься домой – и дым Отечества нам сладок и приятен...»

«Охота к перемене мест» – потребность в новом окружении, интерьере, сценической площадке. Потребность в новых испытаниях, отказ от покоя, который «только снится», жажда движения. Потребность в диалоге, в общении с Мировой душой, жажда испытания на мировом уровне. Наконец, это просто изменчивая, играющая сущность самого театра.

Теперь мало кто помнит, что в 1996 году Сергеев принял на себя тяжкое бремя: распавшийся и враждующий театральный коллектив с забастовками, митингами, судебными разбирательствами. Вместе с Владимиром Боголеповым Сергееву удалось «соединить распавшиеся связи времён», прекратить в театре затянувшуюся войну театральных группировок, наладить полноценную творческую жизнь. А через некоторое время – представить искусство театра на лучших европейских национальных сценах (о Волковском – Первом Русском – заговорили в Европе, в США, Латинской Америке, Японии...)

Только что в Волковском прошёл сбор труппы. Актёры ощутили не только собранность, сосредоточенность директора, но и почувствовали энергетическое поле, которое зарядило всех мажорным, приподнятым настроением. В июле с огромным успехом прошли гастроли в Минске. Впереди – гастроли в Новороссийске и Белгороде, затем – наполненный яркими впечатлениями Волковский фестиваль, где будут представлены лучшие провинциальные театры России, а также Японии и США. Наконец, впереди – насыщенный работой 258­й театральный сезон, который завершится премьерой спектакля «Ромео и Джульетта» в постановке Ивана Раймонта (Чехия).

Сергеев обновляет театральную труппу, вливая в неё молодые силы. Два волковских курса выращены Ярославским театральным институтом совместно с театром, и это приносит ощутимые творческие результаты. В этом – залог высокого статуса Первого Русского театра.

Читайте также
  • 09.08.2012 Он был любимцем Мельпомены 9 августа Валерию Валентиновичу Сергееву исполнилось бы 60 лет. Пять лет назад отмечали его юбилей. Сергеев встречал его на сентябрьских гастролях в Новороссийске,
  • 27.10.2007 «Виноградная косточка» Валерия Сергеева40 дней театр живёт без своего директора. Энергичного, неуёмного Сергеева, не знавшего слова «нет», когда вопрос касался интересов театра, не принимавшего
  • 20.09.2007 Он открыл Волковский мируНа гастролях в Новороссийске скоропостижно скончался директор Волковского театра народный артист России Валерий СЕРГЕЕВ. Скорбная весть обрушилась внезапно.
  • 15.11.2006 Мелодия для актераСегодня исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста СССР Валерия Сергеевича Нельского.
  • 02.03.2006 Шведский журналист споет и спляшетНа днях из Финляндии вернулся директор театра имени Волкова Валерий Сергеев. Актеры Волковского дали там концерт в День дипломатического работника: со
  • 17.10.2003 Бронзовый федор – лучшим Четвертый Волковский театральный фестиваль открылся в среду вечером с вручения наград.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают