Поезд прибыл в Ярославль на рассвете. Ещё не ходили ни троллейбусы, ни трамваи. Валерий шёл пешком от привокзальной площади по улице Свободы – прямиком к Первомайской, к театральному училищу. Ждал на ступеньках крыльца. Ровно в 8 утра его заинтересованно окликнули:
— Кто к нам в такую рань к нам пожаловал? Откуда?
Это был директор театрального училища Дмитрий Сергеевич Антонов.
— С Сахалина, – простодушно ответил Сергеев.
— Откуда? – не поверив, переспросил Антонов. – У нас никогда ещё не было абитуриентов с самого края света!..
...Валерий родился в посёлке Хор Хабаровского края, потом семья переехала на Сахалин в город Макаров. Жили в деревенском доме, держали скотину. Валерий колол дрова, топил печь, подростком ездил на море за рыбой (это были заготовки на зиму), росли ещё две маленькие сестры.
Дед Валерия в 39м ушёл на финскую. А бабушка, Галина Емельяновна, в том же 39м была выслана на Дальний Восток, из своих родных мест, с Украины. Это было время, когда одним росчерком пера можно было переселить не одного человека, а целый народ. Переселяли украинцев из Карпат, эстонцев, литовцев, латышей, приволжских немцев... Переселили и двух сестёр Галины, разлучив и разбросав в разные стороны. Галина Емельяновна в сорок третьем получила похоронку: «Ваш муж, Григорий Сергеев погиб, геройски защищая Сталинград». Дочка Лида осталась без отца. Выросла, стала учительницей, вышла замуж.
Лидия Григорьевна, человек обаятельный и артистичный, немало сил отдала на художественное образование и развитие сына. Валерий – мальчишка романтического склада – обнаружил непривычную в этих суровых краях тягу к сцене, театру. В Ярославле его учителями станут легендарные Виктор Давыдов, Сергей Ромоданов, Клара Незванова. В дипломных спектаклях его особо отметит Фирс Шишигин. И пригласит в Волковский театр.
Первая большая роль Сергеева – широкий, раздольный, удалой русский характер – сказочный Иван в «КонькеГорбунке». Военная юность была темой спектакля «Соловьиная ночь» (по пьесе В. Ежова), которую Владимир Кузьмин поставил как возвышенную поэму о любви... Юность актёр и режиссёр ощущали как метафору чистоты и цельности жизни. Сержант Пётр Бородин, которому не исполнилось и двадцати, был ровесником Сергеева, любившего в своём герое мужество и бесшабашность, романтический пафос и игру жизни.
В телесериале «Солнечный ветер» на Центральном телевидении он снимался (в течение трёх лет!) вместе с выдающимися актерами Андреем Поповым, Ниной Ургант, Леонидом Марковым, Верой Васильевой, Николаем Ерёменко. И это тоже была школа обретения мастерства.
В его репертуаре около 100 ролей, сыгранных в театре и кино. Сергеев любит яркие, полные, сочные тона. И героев своих наделяет недюжинной жизненной энергией, они – камертон спектакля. Актёр сильно и мощно чувствует особые черты русского характера, склад и строй русской души, раскрывая её богатства в героях Островского, Достоевского, Горького, Шукшина. Сергеев чрезвычайно разнообразен, он не вмещается в рамки какогото жанра: философироник, проницательный наблюдатель, тонкий лирик, скоморохпересмешник. Таковы его Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты»), Бахчеев («Фома» по Достоевскому).
Однако есть, к сожалению, пространство несыгранных и невоплощённых им ролей. Режиссёр Владимир Боголепов думал над «Мёртвыми душами» с СергеевымЧичиковым, размышлял над постановкой трагического «Тараса Бульбы», где Сергеев сыграл бы заглавную роль. А мечта о чеховском дяде Ване или о Санчо Пансе не оставляет актёра и сейчас. Грустный парадокс в том, что директорство почти не оставляет времени на репетиции. Правда, Сергеев успевает в свободное время сняться в фильмах, и вскоре мы увидим его в телесериале «Защита Красина» – в роли сурового, жёсткого, справедливого генерала. Так что закономерности налицо: от рядового, сержанта – до генерала, щемящая и удалая тема путейдорог, человеческих и театральных.
Однажды его назвали Домовым Волковского дома. Но Сергеев не пригвождён к своему директорскому креслу, не стремится к оседлому и уютному существованию. Он – по натуре путешественник, странник, странный человек – от слова «странствовать». И не иначе, как о нём сказано у Грибоедова: «Когда постранствуешь, воротишься домой – и дым Отечества нам сладок и приятен...»
«Охота к перемене мест» – потребность в новом окружении, интерьере, сценической площадке. Потребность в новых испытаниях, отказ от покоя, который «только снится», жажда движения. Потребность в диалоге, в общении с Мировой душой, жажда испытания на мировом уровне. Наконец, это просто изменчивая, играющая сущность самого театра.
Теперь мало кто помнит, что в 1996 году Сергеев принял на себя тяжкое бремя: распавшийся и враждующий театральный коллектив с забастовками, митингами, судебными разбирательствами. Вместе с Владимиром Боголеповым Сергееву удалось «соединить распавшиеся связи времён», прекратить в театре затянувшуюся войну театральных группировок, наладить полноценную творческую жизнь. А через некоторое время – представить искусство театра на лучших европейских национальных сценах (о Волковском – Первом Русском – заговорили в Европе, в США, Латинской Америке, Японии...)
Только что в Волковском прошёл сбор труппы. Актёры ощутили не только собранность, сосредоточенность директора, но и почувствовали энергетическое поле, которое зарядило всех мажорным, приподнятым настроением. В июле с огромным успехом прошли гастроли в Минске. Впереди – гастроли в Новороссийске и Белгороде, затем – наполненный яркими впечатлениями Волковский фестиваль, где будут представлены лучшие провинциальные театры России, а также Японии и США. Наконец, впереди – насыщенный работой 258й театральный сезон, который завершится премьерой спектакля «Ромео и Джульетта» в постановке Ивана Раймонта (Чехия).
Сергеев обновляет театральную труппу, вливая в неё молодые силы. Два волковских курса выращены Ярославским театральным институтом совместно с театром, и это приносит ощутимые творческие результаты. В этом – залог высокого статуса Первого Русского театра.