– Жизнь не даёт возможности расслабиться и элементарно подумать о собственном возрасте, – оправдываясь за свою нелюбовь к датам, говорит Юрий Аркадьевич. – Я не могу себя представить рассуждающим о том, что пристало моему возрасту, а что, увы, уже нет. Да и подавляющее число артистов вам ответит точно так же, в этом я не оригинален.
Юрий Аркадьевич Клипп появился на свет в городе Запорожье. Его отец был актёром, а потом и режиссёром украинского драматического театра, поэтому нет ничего удивительного в том, что сын, росший за кулисами, уже в четырёхлетнем возрасте принимал участие в спектаклях. Кажется, его дебютом была постановка на украинском языке «Маруся Богуславка». То есть первый кирпичик в фундаментальное здание будущей профессии Юрий Клипп заложил, будучи... украинским драматическим актёром.
Самое интересное, что ни в детстве, ни в отрочестве Юрий Клипп не грезил о сцене, он хотел быть художником и, желая приблизиться к заветной мечте, пытался поступить то на архитектурный факультет, то на отделение художественного оформления книг и журналов, но, увы: «С рисунком у меня был полный порядок, а вот с математикой и прочими предметами дела обстояли отнюдь не так хорошо, как надо было для поступления».
– Так и не довелось вам реализовать свою детскую мечту?
– Почему? Очень даже удалось. После очередного провала в институт я целых полгода проработал на стеклозеркальном заводе в цехе по раскраске ёлочных игрушек. Я сидел в абсолютно женской компании и тоненькой кисточкой рисовал снежинки на ёлочных шариках. Однако – вот парадокс! – работая на стеклозеркальном заводе, я начал участвовать в самодеятельности и именно тогда впервые понял, что мне, оказывается, очень нравится играть на сцене. До этого я никогда не отождествлял себя с этой профессией, а тут что-то проснулось во мне.
– А ваш отец никак не влиял на ваш выбор профессии?
– Он повлиял потом, когда я объявил ему о своём желании стать актёром. Папа очень удивился, но тем не менее отвёл меня в театр Советской армии Прикарпатского военного округа, где главным режиссёром был народный артист Алексей Максимов. Я почитал какие-то стихи, и Максимов вынес мне «приговор»: «Кажется, ты мне можешь пригодиться». В итоге я поступил в театральную двухгодичную студию при этом театре, начал играть в массовках и однажды даже сыграл роль первого плана в спектакле «Тайфун», поставленном по китайской пьесе (в те годы китайская драматургия была очень популярна в репертуарных афишах).
Потом было несчётное количество военных и патриотиче-ских спектаклей-агиток (специфика театра!), в которых молодой артист Юрий Клипп был занят. Но когда однажды ему пришлось заполнять репертуарный лист, то выяснилось, что три четверти сыгранных им ролей никто, кроме него самого и драматурга, написавшего пьесу-однодневку, не знает! Вот, например, был в том перечне некий капитан Муравка... Кто он такой, из какой пьесы? Даже сам Юрий Аркадьевич сейчас затрудняется ответить.
Театральная студия практически не давала никакого образования, даже диплом об её окончании был заменён несерьёзной бумажкой, свидетельствующей о том, что такой-то окончил студию при театре. Поэтому по вполне понятным причинам отец Юрия Аркадьевича настоял, чтобы его сын продолжил образование в Харьковском театральном институте.
Обучение там было на украинском языке, а поскольку наш герой учился в русской школе, играл на сцене русского театра, то и украинский для него был не то чтобы уж совсем как иностранный, но около того. В итоге монолог Незнамова, исполненный абитуриентом Клиппом на «ридной мове», не вполне устроил экзаменационную комиссию, и его приняли лишь кандидатом.
Однако нельзя сказать, что его это огорчило, так как учиться на тот момент Юрий Аркадьевич вовсе не хотел, а мечтал о взрослой самостоятельной жизни и о работе в театре. Что и реализовал в полной мере, для начала обманув родителей, сообщив им о своём полном и безоговорочном провале, а потом поступив в труппу русского драмтеатра в закарпатском городе Мукачёво. Затем были другие театры в разных городах России, но, к счастью, кочевая жизнь не затянулась на долгие годы, и, быстро преодолев в себе тягу к перемене мест, Юрий Клипп легко поступил в ГИТИС на курс Нины Соломоновны Михоэлс.
В актёрской судьбе многое определяет случай, хотя с другой стороны как ни крути, а свою судьбу по кривой не объедешь. И именно случай привёл Юрия Клиппа в Ярославль. Уже в годы учёбы в ГИТИСе его активно заманивал в Ярославль знаменитый режиссёр Волковского театра Фирс Шишигин, но Клипп отказался, будучи, как тогда казалось, насмерть влюблённым в Таллин, где и проработал впоследствии более десяти лет. Но годы и годы спустя другому видному ярославскому театральному деятелю, директору только что открывшегося Театра юного зрителя Ваховскому удалось-таки воплотить в жизнь то, в чём не преуспел в своё время Фирс Ефимович: артист Юрий Клипп согласился на переезд в Ярославль. С марта 1984 года он состоит в труппе ярославского ТЮЗа.
– Легко адаптировались в новом театре?
– Отнюдь. В Львовском театре Советской армии, например, который предшествовал моему переезду в Ярославль, в те годы я ещё не поднимался выше роли капитана, то есть играл молодых героев. А здесь, по приезду, мне сразу предложили роль профессора в пьесе Вампилова «Прощание в июне», что «приравнивалось» к роли генерала, то есть я как бы мгновенно из молодых героев перешёл на возрастные роли.
– То есть там вы были юношей, а здесь вмиг стали мужем...
– Вроде того... Правда, помог сгладить резкость этого перехода сразу же подготовленный мною моноспектакль по гоголевским «Запискам сумасшед-шего».
Сегодня Юрий Аркадьевич немного занят в детских постановках театра, на вскидку ему вспомнилось лишь два названия из спектаклей последних лет – «Золушка» и «Полианна», а вот в качестве режиссёра его вклад в репертуарную афишу оказался куда более весомым: «Лесная песенка» (спектакль, переживший три редакции), «Считаю до пяти», «Чик и готово», «Все мыши любят сыр»… Конечно, это далеко не весь актёрский и режиссёрский актив заслуженного артиста России Юрия Аркадьевича Клиппа. Многие ярославские театралы по сей день помнят прекрасную режиссёр-скую работу Юрия Аркадьевича – спектакль «Старший сын» по пьесе Вампилова, трудно забыть и дивный моноспектакль по пушкинским «Маленьким трагедиям», в котором наравне с великой поэзией звучал живой рояль в исполнении Натальи Баюровой. Неизменным успехом у зрителей пользуются и другие спектакли, в которых занят Юрий Аркадьевич Клипп: «Много шума из ничего» Шекспира, «Светит да не греет» Островского, «Недоросль» Фонвизина...
Однако полнее всего удаётся реализовать своё творческое начало Юрию Аркадьевичу в амплуа преподавателя. С 1986 года он работает в Ярославском театральном институте, вместе с такими мастерами сцены, как Таюшев, Асташин, Домбровский выпустил несколько курсов. В нынешнем году Юрий Аркадьевич, по его словам, вновь «перешёл на третий курс» (себя от своих студентов он не отделяет), а это значит, что ему предстоят бесконечно трудные, но приятные хлопоты с дипломным спектаклем.
– Чему в первую очередь вы учите своих студентов?
– Я готовлю их быть артистами, социально адаптированными к работе в современном театре. Непонятно? Объясняю. Многие театры нестабильны в области художественных устремлений: сегодня спектакль ставит один режиссёр, предъявляя такие требования, завтра – другой «мастер сцены» требует от актёров совершенно иного. Я учу ребят приспосабливаться к любому режиссёрскому стилю, хотя это очень осложняет педагогическую деятельность.
– А вы сами к любому стилю можете приспособиться?
– Слава богу, пока – да. Ни один из приглашённых в театр режиссёров не имел ко мне претензий.
– У вас за плечами практически полувековая творческая биография. Изменилось ли за это время ваше отношение к театру?
– Естественно! Изменялся театр, изменялось и моё отношение к нему. Неизменным на протяжении всех этих лет (вы всё-таки не удержались от соблазна озвучить цифру!) остаётся только одно – моя любовь к театру.
– Что бы вы хотели пожелать самому себе в день рождения?
– Бодрости духа. Это то, что даёт надежду на завтрашний день.