Двусмысленность сегодняшнего заголовка видна и мне самой. Долго нужно жить не только тем, кто постоянно находится в России, но и людям, с Россией душевно, профессионально связанным. Конец предшествующей и вся последняя неделя наполнили эфир такими людьми и иногда их судьбами.
Только отпраздновали – как всегда, скромно, поскольку никто из представителей высшей власти не нанес визита ни домой, ни на юбилейный вечер, – 80-летие великой балерины Майи Плисецкой, как в обычной воскресной утренней передаче по деловому каналу РБК появилась ее ровесница – великая певица Галина Вишневская. Камерам не удалось скрыть, что у Плисецкой, проинтервьюированной во время открытия выставки ее фотографий, знаменитая, невероятно длинная шея выглядит в соответствии с возрастом, не прикрытая ни воротником, ни шарфиком. Не удалось скрыть и узловатые пальцы Вишневской – да и стоило ли их скрывать?
Наши великие, во всем мире реально признанные балерина и певица поистине – чем богаты, тому и рады. Плисецкая по-прежнему гордится подарками Кардена, а Вишнев-ская в подарок программе «Формула успеха» рисует страшненькую, практически не узнаваемую лягушку, похожую, по словам певицы, на таракана. Каждая из этих женщин столь многого добилась в своей профессии, столь определенна и решительна в поступках, что не стесняется ни внешних признаков старости, ни каких-то неумений. Ну не умеет певица рисовать, зато добиваться успеха, вдохновляя на него мужа, умеет на зависть многим.
И все бы хорошо было в этих, пусть беглых, но все же появившихся сюжетах, если бы не сопровождающее их ощущение утраты. Причем утраты не физической, а духовной, ибо обе знаменитости уже давно живут не в России, перемещаясь по миру, имея дома и квартиры в разных, чужих странах. И оттуда организуя для русских коллег фонды, концерты...
Но есть женщины и в русских... нет, не селеньях – городах. И тоже с прямыми спинами, жаждой работы, обидами на соотечественников.
Ну что, скажите на милость, могла делать за границей, кроме как ездить туда на гастроли в ранге секретаря парткома и ведущей актрисы МХАТа, Ангелина Степанова? Ее 100-летие отметил, как всегда скромно, канал «Культура»; не в пример скромнее, чем недавнее 70-летие нынешнего худрука этого театра О. Табакова или 60-летие главного дворянина российского кино Н. Михалкова.
Что могла делать вне России, кроме как приезжать на кинофестивали, где показывались фильмы с ее участием, Нонна Мордюкова? Ее 80-летие с нелепыми оговорками по поводу возраста, реального или присочиненного угонявшими ее в плен фашистами, не стало на телевидении поводом для показа фестиваля лент с ее участием. Так, где-то «Родня» с гениальным гротеском плясок и скандалов, где-то еще один-два фильма. Ну где уж Мордюковой до современной героини СТС-ного сериала «Моя прекрасная няня», девушки с плохо сыгранным говором, которая получила телевизионную премию ТЭФИ за лучшую женскую роль! Не желаю девушке зла, но ее награждение опровергает истину-заголовок: в России не нужно жить долго, чтобы получить признание – не в творчестве, не в искусстве, не в театре или в кино, а компании непрофессионалов.
А вот еще одна «девушка с говором», но только натуральным, долго не дававшим ей дорогу на сцену и экран, – 75-летняя Людмила Гурченко победно осветила собой одну неделю и даже захватила кусочек другой, правда, на уровне повторов. В последние годы к ней милостива и природа, позволяющая сохранить тонкую талию и подвижность рук и ног, да и сама «Люся» перестала говорить резкости направо и налево, на всех обижаться, а надела на лицо всепобеждающую улыбку, роднящую ее с великими западными долгожительницами. С такой же улыбкой беседовала без всякого внешнего повода в последнем выпуске «Пока все дома» Элина Быстрицкая, которой тоже, между прочим, 77 лет. Каждая из этих, таких разных актрис сохранила-таки собственный стиль до столь преклонных лет: одна – резвушки-парвеню, дорвавшейся до платьев с перьями и права всюду отбивать любимую чечеточку (это – при несомненном и серьезном драматическом даровании); другая – элегантной, добропорядочной красавицы (но со склонностью к резким простонародным взрывам темперамента).
Ну что ж, коли есть такие женщины, пусть не всегда живущие в России, но ею рожденные и с нею органически связанные, то и достоинство, и основа духовная у нас есть? Значит, все хорошо? – как говорил персонаж еще одной великой актрисы, Раневской, когда перед глазами обнаруживались две одинаковые хозяйки. Почти, но не совсем.
Субботним вечером чуткий к политическим веяниям канал НТВ после скучной и истерично-запутанной «Реальной политики» с Г. Павловским показал неновый фильм «Ворошиловский стрелок». Щемящая в своей мучительной безысходности повесть Б. Васильева поставлена как банальная мелодрама, и фильм встал бы в общий ряд с куда уж более жестокими насильственно-убийственными лентами, если бы не еще один великий старик, Михаил Ульянов. И пусть невооруженным глазом мы увидели, что демонстрация этого фильма есть демонстрация политической позиции канала в преддверии выборов в Москве, где Говорухин (режиссер и «единоросс») баллотируется наряду с Шендеровичем (отринутым НТВшником). Суета вокруг выборов быстро забудется, а память об актерах с «прямой спиной» и в основном российским гражданством останется.