Елена Александровна работает в Ярославском театре кукол двадцать два года – без малого четверть века. За это время художница изготовила более пятисот кукол для 42 театральных спектаклей, каждый из которых отмечен ее ярким индивидуальным почерком. Огромной любовью и неизменным успехом у зрителей пользуются оформленные ею спектакли последних лет: «Солнышко и снежные человечки», «Карлик Нос», «Морозко», «Пряничный домик», «Золушка», «Снежная королева», «Огниво», «Русалочка» и многие другие, в каждый из которых вложена час-тица души талантливого художника.
А начинала свой путь в театре Елена Береснева будучи студенткой Иркутского училища искусств. Правда, театр этот был драматическим. Получение диплома об окончании училища совпало с пятилетием работы в качестве художника-постановщика. После окончания ЛГИТМИКа (Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии) Елена Александровна получила специальность художника-скульптора театра кукол, переехала в Ярославль и связала свою судьбу с Ярославским театром кукол.
– Я считаю, что Елена Александровна – это находка для театра, – говорит его директор Дмитрий Ардальонович Стрекалов, – настоящих художников-кукольников сегодня так мало, что их можно по пальцам одной руки пересчитать, а Елена Береснева относится именно к таким настоящим художникам. От всех кукол, даже от отрицательных персонажей, придуманных и сделанных Еленой Александровной, исходит особая аура, они лучатся необъяснимым обаянием. Она точно улавливает то, что ожидает зритель от доброй детской сказки.
Елена Береснева – очень востребованный в театральном мире художник. С ней с удовольствием работают не только режиссеры родного кукольного театра, но и известные мастера театральной сцены из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Белгорода, с ней постоянно сотрудничают молдавские и литовские кукольники. Куклы «от Бересневой» находятся в государственных и частных собраниях Германии, Чехии, Финляндии, Англии, Америки.
– О Елене Александровне мне говорить всегда легко и радостно, потому что она замечательный художник, тонко чувствующий стиль и жанр каждого спектакля, – делится своим мнением главный режиссер театра кукол Владимир Куприн, – Она – профессионал, у нее чуткие и очень умелые руки, а это очень важно для театра. Я очень рад и горд, что работа Елены Александровны в спектакле «Золушка» (В.И. Куприн был режиссером этого спектакля – авт.) удостоена областной премии имени Волкова. Когда открывается занавес и зрители, как один, не могут сдержать вздох восторга, я понимаю, что созданное Еленой Александровной художественное оформление действительно относится к настоящему Искусству.
Режиссер Владимир Куприн и художник Елена Береснева, работая над спектаклем «Золушка», поставили перед собой задачу: создать на сцене классическую сказку, в которой добро и любовь побеждают зло. Персонажи «Золушки», а для спектакля изготовлено двадцать кукол, обладают неповторимой внешностью, куклы настолько подвижны и пластичны, что, кажется, они действительно оживают в руках актеров. Художница четко уловила характеры персонажей, очень тонко и остроумно разделив их на положительных и отрицательных, умело избегая штампов. Может, это происходит потому, что процесс создания куклы для Елены Александровны сродни процессу рождения живого персонажа: она никогда не знает, каким он получится.
– Все, связанное с именем Елены Александровны, для меня обретает превосходную степень, – говорит заслуженная артистка РФ Надежда Новикова, – я не могу выделить ни одну из ее кукол в категорию своих любимиц. Ведь она, создавая куклу, думает о том, кто именно будет с ней работать, и порой на лице у куклы замечаешь черты своего собственного лица!
– Спектакли, придуманные Еленой Бересневой, всегда очень красивы, – считает заслуженная артистка РФ, заведующая труппой Елена Снегирева, – а ее куклы очень удобны в работе.
– А что для вас важнее – удобство или красота?
– Безусловно, важно и то, и другое, но для нас кукла – это ведь инструмент. Какая, например, получится игра на пианино, если инструмент расстроен, половины клавиш не хватает, а педали западают? Драматический актер может выразить свои эмоции жестом, мимикой, молчанием... мало ли как еще, а у актера-кукольника маска задана изначально, и свой образ актер строит от маски, от куклы. В этом плане Елена Береснева – очень хороший художник: она не только прекрасно разбирается в механике кукол, но и неизменно точно попадает в образ. С ее куклами приятно и удобно работать.
При всей своей профессиональной занятости Елена Береснева находит время для участия в городских и областных выставках художественного и прикладного искусства. Кроме того, она – один из инициаторов и создателей уникальной коллекции театральных кукол «На золотом крыльце...», известной далеко за пределами нашей области. Этот проект в 2000 году был удостоен гранта Президента России.
– Сказать, что коллеги уважают Елену Александровну, – мало, ее авторитет у нас непререкаем, – убежден заслуженный артист России Валерий Смирнов.
Что касается самой Елены Александровны Бересневой, то она уверена, что любимый спектакль у нее еще впереди.