Угличский государственный архитектурный историко-художественный музей-заповедник отметил 115 лет со дня основания – 3 (15) июня 1892 года. Тогда он назывался «Музей древностей». Первыми экспонатами стали возвращенный из Сибири углич-ский «ссыльный» набатный колокол, свидетель гибели царевича Димитрия, и деревянные носилки, в которых в 1606 году останки царевича были перенесены отсюда в Москву. Теперь собрание включает десятки тысяч экспонатов. Часть их уже прошла реставрацию. После нее вернулись на свои места в экспозиции деревянные скульптуры. Они – явление в церковном искусстве неканоничное, неоднократно запрещавшееся. Но здесь хранится богатая коллекция деревянной пластики. Выставлено на обозрение серебро, которое долгие годы пряталось в фондах. Особенно эффектны оклады Евангелия. Самое древнее – XIV века, остальные – XVII – XVIII. В то время Углич был одним из крупных центров серебряного дела на Верхней Волге – семнадцать мастерских обеспечивали утварью храмы и монастыри.
Присутствие царственных особ сказывалось на развитии искусства в городе. В 1584 году, вскоре после смерти Ивана Грозного, сюда был привезен младший сын царя вместе со своей матерью, опальной царицей Марией Нагой. Их сопровождала большая свита, в которую входил чуть не весь род Нагих, и отряд стрельцов охраны. Это придавало Угличу видимость стольного города. Царица привезла с собой мастерские, где рукодельницы трудились над лицевым шитьем – неотъемлемой частью украшения храмов. В покровах использован круглый северный жемчуг, серебряные нити сплетаются в растительные побеги, разноцветный шелк и бисер составляют орнаменты...
Воцарившаяся в начале XVII века династия Романовых город не забыла. Ксения Шестова, мать Михаила Федоровича Романова, основала здесь Богоявленский монастырь, он получил статус государыниного богомолья. Сюда представительницы династии делали подарки – вклады. Один из них – латунное кадило. Хотя неблагородного происхождения металл, но на великолепное декоративное исполнение стоит посмотреть. Среди экспонатов – Евангелие 1703 года в серебряном окладе, подаренное Алексеем Нарышкиным, родственником Петра Первого. И так далее. А к следующему юбилею (когда музею будет 125 лет) его сотрудники намерены открыть фрески в палате дворца удельных князей, они пока под многослойной штукатуркой. Возможно, там находятся портреты русских царей.