Однажды на гастролях в Англии – играли там гоголевскую «Женитьбу» – Лев Константинович прочел про себя в газетах: «Трагический клоун». Тем, кто знает Дурова, совсем не трудно представить себе, сколько бальзама пролилось тогда на душу артиста. И братья Стругацкие – ведь от и до из того же теста.
В их первом сочинении для театра – нашумевшей перестроечной пьесе «Жиды города Питера...», в перечне действующих лиц как ни в чем не бывало соседствуют сантехник Егорыч и некто по имени Черный человек. «Жиды» в постановке Льва Дурова идут в театре на Малой Бронной многие годы, собирая и сегодня полные залы. Когда в 1991 году Дуров приступал к работе над пьесой с авторской подсказкой режиссеру в подзаголовке «Невеселые беседы при свечах», он вряд ли подозревал, что комедия Стругацких, действие которой развертывается в одной из обычных ленинградских (простите, питерских) квартир, окажется столь горьким пророчеством и что авторы так угадают с эпиграфом из Р. Акутагавы: «Назвать деспота деспотом всегда было опасным. А в наши дни настолько же опасно назвать рабов рабами».
Тайну долголетия этой сатирической фантасмагории с почти детективной интригой предстоит в свой черед разгадать ярославцам – премьера во вторник 26 июня на сцене ТЮЗа. Роли исполняют сам Дуров, гвардия театра на Малой Бронной: Георгий Мартынюк, Виктор Лакирев, Иван Шабалтас, супруга Дурова Ирина Кириченко, молодые актеры.
А Льву Константиновичу остается пожелать, чтобы ему и всем его партнерам дома и стены помогали. «Не понял насчет дома», – возможно, сказал бы гость, прочитав наш анонс. Но мы тоже не лыком шиты, заготовили контрвыпад – цитату из его автобиографической книжки «Грешные записки». Так вот, в них на странице девятой он в главе о родном столичном Лефортове, запросто крутя колесо истории на три века назад к петровским временам и дальше, видит кого? «Своего предка, выборного дворянина из города Романова, который участвовал в избрании царя Михаила Федоровича – дедушки Петра Великого».
Но постойте: царь Михаил Романов – из волжан, костромич. А от Ярославля до древнего города Романова – левобережной сторонки нынешнего Тутаева, если по волжскому бережку проветриться, будет всего ничего. Так что с «Жидами Питера» Лев Константинович не иначе как к себе домой прибывает. Хлебсоль любимому артисту на земле его далеких предков.