суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

суббота, 02 июня 2007

Мы – фабричные?

Есть в Ярославле такой район, которому удалось пронести свою яркую индивидуальность через все неспокойные российские времена. Это Красный Перекоп. Название свое он получил вместе с мануфактурой в 1922 году – в честь победы Красной Армии над Врангелем.

автор Марина ШИМАНСКАЯ

 

В городе к этому району относятся по-разному. Одни – восхищаются красотой Петропавловского парка и патриархальными улочками, ценят грубоватое простодушие и доброту коренных жителей, другие – считают грязноватым захолустьем, населенным грубым рабочим людом. Теперь, побывав на открывшейся в музее-заповеднике выставке «Мы – фабричные!», узнав многое о былой и нынешней жизни района, можно точно определиться – что же такое Красный Перекоп.

Этот исторический район Ярославля за его неповторимость и обособленность краеведы называют «городом в городе». Предполагают, что заселение берега Которосли началось еще в дохристианские времена. В XV веке здесь находился мужской Николо-Сковородский монастырь, а через столетие начала складываться Толчковая слобода. Местные жители занимались обработкой кож и так преуспели в своем деле, что слобода стала одной из самых богатых. И если откуда-то надо было начинаться ярославской промышленности – то, конечно, отсюда.

В 1722 году местный купец Максим Затрапезнов и обрусевший голландец Иван Тамес по поручению самого государя Петра I построили на берегу Которосли полотняную фабрику. Для XVIII столетия она стала промышленным гигантом, поэтому и название получила – Ярославская Большая мануфактура. На работу сюда потянулись крестьяне из ближних деревень. Некоторые попадали на мануфактуру не по своей воле – по указу Петра I сюда отсылали разных «мошенников и пропойцев». Чтобы будущие рабочие не «потерялись» в пути, их сковывали по двое «шейными и ножными железами».

На территории фабрики находились две ветряные мельницы и гидротехнические сооружения, включающие в себя несколько огромных прудов. Для работы машин использовали энергию ветра и воды. Петр I лично принимал участие в организации производства, и вскоре Большую мануфактуру, как крупнейшую, узнали не только в России, но и в Европе. Высокое качество продукции позволило полностью переключиться на выпуск парусного полотна для военного флота.

В 1857 году мануфактуру купили московские фабриканты Карзинкины. Новые хозяева расширили производство, приобрели английское оборудование и перевели фабрику на выпуск хлопчатобумажного полотна. Организации дел на фабрике позавидовали бы и современные менеджеры. Покупка сырья велась в разных странах, и даже при всех российских дорожных трудностях, перебоев в поставках не было. Заботясь об успехах в производстве полотна, здесь не забывали и о рабочих. Для них построили дома, открыли детские сады, ясли. Для желающих строить свой дом давали ссуду. Клуб, школа, библиотека, районные праздники – кажется, на Перекопе социализм начали строить еще до революции.

Облик района и его благополучие всегда зависели от того, как шли дела на фабрике. В XVIII веке сюда вместе с промышленностью пришла и столичная парковая культура. Рядом с мануфактурой разбили сад. Прямые аллеи с многочисленными мифологическими скульптурами, стриженые кустарники и газоны, пруды и фонтаны, клумбы – парк был создан по европейским стандартам. Другого такого парка в Ярославле не было.

Поставленный здесь 70-метровый Петропавловский храм тоже значительно отличался от других ярославских храмов. Владелец мануфактуры Иван Максимович Затрапезнов построил его в знак благодарности Петру I, помня об его участии в делах фабрики. Прямоугольная двухэтажная церковь больше напоминала западноевропейскую ратушу или биржу и имела большое сходство с Петропавловским собором Петербурга.

За советские годы и этот чудесный парк с небольшими особнячками для служащих мануфактуры, и храм пришли в столь запущенное состояние, что их былая жизнь теперь представляется с трудом. В храме Петра и Павла на церковные праздники собирались сотни нарядно одетых людей. Дети ждали, когда им разрешат забраться на колокольню и позвонить в колокола. В парке не только прогуливались и катались в лодках на чистых прудах с лилиями, но и проводили конкурсы красоты. Победительницу не называли иностранным неблагозвучным «мисс», она получала звание «Королевы цветов».

Преемник Большой мануфактуры – комбинат технических тканей «Красный Перекоп». С ним связана рабочая биография первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой. Отсюда, с первого места работы начался неожиданный, прославивший и ее, и Ярославль, путь в Космос.

Не обошли вниманием авторы выставки – Н. А. Заболот-ская и Л. Я. Смирнова – материалы из истории церкви Иоанна Предтечи. Рассказали и о строительстве Московского тракта и Московского вокзала, о Ярославском художественном и ракетно-зенитном училищах, о туристическом будущем старого района. В общем, тем, кто любит город и интересуется его историей, есть чем полюбоваться и чему удивиться.

В рамках проекта «Ярославские слободы» вслед за историей Норского мы прикоснулись еще к одному летописанию – Красноперекопскому. К празднованию тысячелетия города, ради которого и задуманы эти музейные встречи с историче-скими районами, мы будем знать историю Ярославля во всех подробностях. А это значит, будем еще больше любить и беречь наш древний город.

Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • В музее споют и спляшут В январе исполняется 100 лет Российскому этнографическому музею в Санкт-Петербурге. К юбилею приурочено
  • Зеленые удобрения Зеленое удобрение обычно широко применяется в полеводстве и значительно реже – на садовых участках. Тем
  • Если надо объяснять...Русская поэтесса и критик Зинаида Гиппиус однажды сказала: «Если надо объяснять, то не надо объяснять».