Пьесе Освальда Заградника «Соло для часов с боем» устареть, наверное, не суждено. Молодость не понимает и не слышит Старость, Старость горько обижается на равнодушие и жестокость Молодости. Душа не стареет вместе с телом, она не устает желать любви, нежности, чуткости.
В доме у лифтера на пенсии Франтишека Абеля (Владимир Солопов) по пятницам собираются его друзья из дома престарелых - пани Конти (Наталия Терентьева), бывший часовщик Райнер (Валерий Смирнов), пан Хмелик (Анатолий Соколовский). Их сблизили не прожитые вместе годы, не память молодости, не родственные узы, а одиночество. Жизнь - как они теперь ее понимают - во взаимной заботе, любви, сопереживании, готовности к самопожертвованию для них наступает только в пятницу, все остальные дни - лишь подготовка к ней.
Но и над этим малым, что осталось у стариков, нависла угроза. Внук Абеля, Павел (Илья Коврижных) хочет жениться на Даше (Александра Чилин-Гири) и потому собирается отправить деда к его друзьям в дом престарелых, чтобы освободить квартиру от «старой рухляди» для своей новой, семейной жизни. Абель готов отдать ему все сбережения, чтобы сделать первый взнос за новую квартиру. Но только не уходить отсюда - ведь тогда для всех его друзей закончатся пятницы, а значит - закончится жизнь.
В эту пятницу отмечают день рождения единственной дамы компании - пани Конти. Каждый из мужчин приготовил ей такой подарок, в который вложена не только вся душа, но и те немногие ценности, которые еще остались от прошлого. Пан Хмелик, каждую пятницу приносивший в гости ее большой чемодан, присылает за ней в дом престарелых такси и дарит корзину цветов. Райнер с риском для жизни возвращает голос городским часам и дарит последнее, что у него осталось - часы с нежной мелодией. Эта пятница становится для них самой счастливой - немного было таких дней, когда трепетная нежность и забота, внимание и любовь во сто крат усиливались взаимностью.
И еще один сюрприз ждал обожаемую всеми мужчинами даму. Пани Конти никогда не была замужем, но друзьям рассказывала о сыне и даже обижалась, подозревая, что ей не верят. Вот пан Хмелик и уговорил Павлика позвонить от воображаемого сына пани Конти, чтобы поздравить ее с днем рождения. Фантазия, ставшая реальностью, убивает старую даму. Так ли будут нужны без нее пятницы этим одиноким старикам?
Но об этом зритель, вероятно, будет думать меньше всего. Ведь главное уже сказано. Важнее человеческих чувств - любви, заботы, внимания - ничего нет. Как приятнее доброго слова общение с дорогими людьми. И в молодости, и в расцвете лет, и в старости.
Почему же человек в старости часто именно этого - самого необходимого - и лишен? Может быть, только его близкие люди так бессердечны и бездушны? А каким в молодости был он сам? Не таким ли? Может быть, надо прожить целую жизнь, чтобы понять, что в конечном счете счастье - это не достаток и квартира, а любовь и доброта, чтобы научиться без сожаления расставаться с последними деньгами ради улыбки любимой женщины?
Для исполнителя роли Павлика артиста Ильи Коврижных вопрос отношений двух поколений имеет свой оттенок:
- Суть моей роли - взросление героя. Он делает свои первые шаги к пониманию старших.
Владимир Алексеевич Солопов видит суть спектакля так:
- Эта тема вечна, как жизнь. Может быть, в нашей стране, пережившей революцию и войну, она еще острее, больнее. Каждое поколение решает ее заново.
«Старики» Волковского вслед за стариками пронзительно- грустного «Соло» дают на сцене урок мудрости. Он не взят из книги, а выстрадан их собственной большой жизнью. Вы готовы учиться?