ОТ НОВГОРОДЦЕВ ДО ПЕТРА
Чтобы оценить попытку сегодняшнего возрождения Великого, стоит совершить небольшой экскурс в прошлое. Основали село более шестисот лет назад, по всей видимости, выходцы из Великого Новгорода, подарившие своему детищу звучное имя, заложившие радиально-кольцевую систему застройки, когда все улицы группируются вокруг центра. Каждое такое кольцо или посад заселялись по профессиональному принципу. И вскоре в Великом уже выделывали кожи и шили обувь, добывали глину и производили собственные кирпичи, из которых построено большинство добротных домов. А еще местные жители выращивали лен и слыли искусными тка-чами.
Внес свою лепту в развитие села и его новый владелец – «птенец гнезда Петрова» генерал Аникита Репнин, получивший Великое в подарок от императора за победу в Полтавской битве. Тогда-то в небо и взметнулись купола сразу двух соборов – Рождества и Покрова Богородицы, ставшие не только своеобразным памятником той знаменитой виктории, но и визитной карточкой Великого, которое могло теперь похвастаться собственным кремлем. Ведь оба храма в стиле барокко вместе с величественной колокольней были обнесены мощными стенами, что и придало всей постройке вид неприступной цитадели. Всего же в селе было возведено пять храмов, а сами мест-ные жители слыли очень набожными.
МЕЦЕНАТЫ
С середины XIX века Великое прославилось на всю Россию своими сентябрьскими ярмарками, длившимися по нескольку дней. И это тоже не случайно, ведь селянам было что продавать и было на что покупать. Здешние купцы, кстати, не просто складывали денежку к денежке и на досуге подсчитывали золото в сундуках, но и вкладывали немало средств в развитие родного села. Оттого, наверное, оно и до сих пор во многом сохранило свой патриархально-крепкий облик, который издревле отличал глубинку от столиц.
Хотя и кое-что от столицы в Великом тоже присутствует. Это прежде всего особняк основателя льнопрядильной мануфактуры Александра Васильевича Локалова, построенный по проекту московского архитектора Федора Шехтеля и очень напоминающий здание тамошнего Ярославского вокзала. Эта жемчужина Великого до сих пор радует глаз не только своим прекрасно сохранившимся фасадом, но и внутренним убранством – уникальными росписями и великолепной лепниной, а также лестницей из белого мрамора.
Первыми в округе великоселы обрели и больницу, построенную местным врачом-энтузиастом Ильей Дмитриевичем Писаревым, основавшим, кстати, неплохой любительский театр. Достойные знания давала своим воспитанникам здешняя школа, а уж такой пожарной команды с непременным в те времена духовым оркестром больше не было ни у кого.
ОТ РАЗРУШЕНИЯ К ВОЗРОЖДЕНИЮ
И вот всего этого Великое лишилось буквально за несколько десятилетий. Новая власть, главным лозунгом которой стало разрушение до основания, справилась с поставленной задачей блестяще. Опустели поруганные храмы, отшумели ярмарки, закрылись многочисленные лавки и мастерские, а бывшие купцы и ремесленники отправились по этапу в места не столь отдаленные.
К концу двадцатого века Великое уже мало чем напоминало богатое торговое село, а почти все местное население ездило работать и учиться в Гаврилов-Ям и Ярославль. Но все-таки есть, наверное, у древнего села свой ангел-хранитель. Иначе как объяснить, что вновь нашлись здесь энтузиасты, не пожалевшие сил и энергии для возрождения своей малой родины.
И вот опять зашумела на главной площади села сентябрьская ярмарка, радуя глаз разнообразием товаров, открыл двери краеведческий музей, экспонаты которого собирали всем миром, а в храмы вновь потянулся народ.
Еще одним кирпичиком в фундаменте возрождения села стал прошлогодний яркий праздник «Первая победа», посвященный 297-й годовщине Полтавской битвы, которая самым тесным образом связала маленькое Великое с историей огромной России, сделав его живым памятником этой «преславной виктории». Праздник стал знаменательным не только тем, что собрал под свои знамена немало гостей, вплоть до столичных, но и тем, что в этот день главой района Н. И. Бируком великоселам был принародно вручен символический ключ от будущего центра дет-ского творчества, который тогда еще только был в проекте.
ПЕРВЫЕ ШАГИ
Но уже через полгода он распахнул свои двери. А стало это возможным благодаря усилиям прежде всего самих великоселов, которых сумел сплотить и направить на достижение общей цели молодой священник Алексий (Кульберг). Он был назначен настоятелем одновременно обоих храмов Великосельского кремля чуть больше двух лет назад и сразу засучив рукава принялся за работу. Сегодня в Великом под сводами центра детского творчества уже работают несколько мастерских. В просторном помещении, еще пахнущем свежей краской, квартируют художники, мастера керамики и макраме.
Интересно, что в рядах самых горячих поклонников женского вида рукоделия – макраме оказалось немало мальчишек, которые под руководством Г. Н. Левашовой с увлечением переплетают длиннющие нити, завязывают узелки, нанизывая один на другой, и с явным удовольствием любуются тем, что сотворили их руки.
Т. В. Огороднова, выпускница Ярославского художественного училища, уже давно на ты с глиной, и ее дымковские игрушки ничем не отличаются от настоящих, родившихся в Подмосковье. А вот маленьким подопечным мастерицы придется здорово попотеть, пока их еще не очень ловкие ручонки научатся делать таких же изумительных по красоте сказочных павлинов, всадников на злато-гривых конях или пестрых филинов. Но ребята полны желания освоить все премудрости ремесла.
Кстати, глина для занятий и работы используется своя, великосельская, из которой еще далекие предки делали кирпичи и гончарные изделия. Так что за сырьем ходить далеко не надо, оно, можно сказать, лежит прямо под ногами. И мастера уже сделали из этой самой глины немало заготовок для пасхальных сувениров. Это будут традиционные яйца и расписные колокольчики, на обожженных боках которых предстанут виды Великого. Сейчас над росписью сувенирной продукции трудятся местные художники, которые тоже осваивают различные виды традиционных ремесел в центре творчества. Костяк артели составляют взрослые.
ХУДОЖНИКИ
Педагог Сергей Шуников и сам лишь недавно стал дипломированным художником-декоратором, закончив ярославское училище № 8, где готовят поистине уникальных специалистов. А встреча с отцом Алексием привела его в центр творчества, где молодой парень не только выступает теперь в роли наставника, но и с удовольствием открывает для себя что-то новое. Благо учиться есть у кого, ведь энергичный вдохновитель великосельского ренессанса батюшка Алексий сумел привлечь в мастерские таких асов живописи, как А. Л. Кошелев и Сергей Кузнецов.
Сергей Леонидович, кстати, выпускник знаменитой Строгановки, вообще уникальная личность. Уроженец Свердловска, впоследствии вновь ставшего Екатеринбургом, в советские времена пробовал себя в разных живописных жанрах – от пейзажей до подражаний фламандцам. Но все же нашел себя художник, в конце концов, в иконописи, и вот уже пятнадцать лет из-под его кисти выходят лики ангелов и архангелов, великомучеников и святых.
Сергей Кузнецов в числе других художников был приглашен и для росписи храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, который чуть больше года назад был установлен в Екатеринбурге на месте бывшего Ипатьевского дома, где была расстреляна семья последнего русского царя. Удалось Кузнецову прикоснуться и еще к одной исторической российской святыне – он расписывал крест, установленный в Алапаевске, на месте гибели великой княгини Елизаветы Федоровны, тело которой было сброшено в том же кровавом восемнадцатом в одну из горных уральских шахт.
А сегодня художник уже в Великом по приглашению отца Алексия пишет иконы для храма Рождества Богородицы. Почти готовы царские врата – центральная часть иконостаса, чей проект получил одобрение и благословение владыки. На створках ворот предстанут библейские образы и фигуры архангелов. Их соединят искусно выполненные орнаменты, а увенчает золоченый крест, эскиз которого тоже готов. Дело за малым – вырезать его из дерева и покрыть позолотой.
Сергей Леонидович планирует переехать в Великое насовсем, перевести жену и дочь и продолжить богоугодное дело по росписи храма, причем подмастерьев он готовит себе уже сейчас, занимаясь с местными ребятишками живописью. А поскольку процесс росписи долгий и трудоемкий, то и помощников понадобится немало. Так что великоселов ждет еще один, не менее ответственный период возрождения, в котором придется участвовать многим.
ПОКОРИТЕЛИ ОГНЯ
Переехал в Великое и А. Г. Чекалин, вотчиной которого теперь стала кузница. Правда, в гущу событий окунули его несколько другие обстоятельства, отец приехал сюда вслед за сыном, вынужденным учиться в школе-интернате для слабовидящих детей. Кстати, Сережка тоже помогает папе – он в кузнице в роли подмастерья, потихоньку перенимает у взрослых огненное искусство, которому местные мастера ездили учиться в Мышкин, где уже существует свой центр ремесел. А на открытии Великосельского сам глава района выступил в роли молотобойца, и сейчас фомку, изготовленную его руками, с гордостью демонстрируют гостям.
Свое первое изделие кузнецы преподнесли в подарок центру – кованую ажурную решетку, увенчавшую козырек крыши над входом в здание художественной мастерской, куда теперь практически каждый день спешат жители села – юные и постарше, чтобы прикоснуться к искусству предков и овладеть основами старых ремесел.
В планах отца Алексия – открытие гончарной мастерской. Он уже получил согласие на это от уникального мастера из Костромы, равного которому нет, пожалуй, во всей России. Это значит, что в скором времени в Великом появятся сразу несколько гончарных кругов и все желающие смогут овладеть еще одним видом прикладного искусства. Так что ренессанс постепенно набирает обороты и в его орбиту вовлекается все большее число местных жителей. А молодой священник верит, что создаваемую собственными руками красоту уже никто не захочет разрушить.