В принципе ярославцы всегда за такие проекты, сказала заместитель директора музея по науке Нина Александровна Грязнова. Это поддер-жка культурного простран-ства, хорошие профессиональные связи. Сейчас ЯМЗ уделяет, например, большое внимание созданию регионального реставрационного центра, а коллеги из Явора, где такой центр уже есть, даже имеют доход от него.
Но история с покушением фирмы «Нога» на художественные ценности Пушкинского музея заставляет задуматься. Тем более что ярославцы уже оказались однажды в подобной ситуации. В 1989 году в Париже была арестована выставка «Вечная Русь», в которой принимал участие наш музей-заповедник. Основание: нарушены законы Французской республики со стороны Москов-ского патриархата.
Выставка была организована к визиту Горбачева во Францию, проект престижный, но дело происходило на заре перестройки, когда опыта взаимоотношений на новом уровне еще не существовало. Выставка была некоммерческая, а одно из ведомств патриархии договорилось с бывшим гражданином России о коммерче-ской сделке – поставке икон современного письма в обмен на цветной ксерокс.
Франция предъявила иск Советскому Союзу на 4 млн. франков, но вскоре СССР развалился. Работали адвокаты, переговоры шли на уровне премьер-министров, в результате иск был сокращен до 1 млн. франков, с помощью Торгово-промышленной палаты была найдена группа деловых людей, которые его выплатили.
Все это время Ярославский музей-заповедник, как и другие участники проекта, находился, конечно, в большом напряжении. Вместе с представителем НИИ имени Грабаря Нина Александровна Грязнова ездила во Францию проверять, в каком состоянии музейные ценности. К счастью, наши оказались в порядке, небольшие потери понес один из москов-ских музеев.
– Мы всегда участвуем только в больших проектах, которые проходят под патронажем государства и имеют государственные гарантии, – сказала она. – Но события последних дней заставляют быть тем более осторожными.