Ее автор – член Союза художников, представитель творческого объединения «Парус» Александр Павлов. Он представил на суд зрителей три десятка работ, выполненных в технике акварели и пастели, которые были написаны им в течение прошлого и в начале текущего года. Нынешняя экспозиция некоторым образом является генеральной репетицией грядущей большой персональной выставки живописца, которая также будет адресована автором любимому городу.
Путь Александра Павлова в искусство оказался весьма оригинален. Появившись на свет в семье известного ярославского художника и педагога Петра Ивановича Павлова, блестяще окончив Ярославское художественное училище, Александр, вместо занятий живописью неожиданно для всех поступил в летное училище и на четверть века (вы только вдумайтесь!) исчез из творческой жизни города. Служил в морской авиации, менял города и гарнизоны, типы самолетов и воинские звания, окончил военную Академию («я всегда и во всем был максималистом», – говорит он). После службы в Белоруссии и Вьетнаме, на Псковщине и Кубе, в Оренбурге, Чернобыле и Чечне (за участие в боевых действиях в ходе Чеченской компании был награжден медалью Нестерова) Александр Петрович Павлов вернулся, наконец, и в Ярославль, и к занятиям живописью. Случилось это в 2000м году.
Возвращение Александра Петровича в лоно искусства оказалось стремительным, сродни атаке бомбардировщика. За смехотворно малый срок – всегото семь лет! – он успел не только вступить в члены Союза художников, то есть получить официальное признание от коллег по палитре, но и обзавестись собственным зрителем, чему способствовала активная выставочная деятельность художника. С его творчеством сегодня знакомы не только завсегдатаи ярославских художественных премьер, но и жители Плеса и Палеха, Костромы и Белгорода, Москвы и СанктПетербурга, Нормандии, Сербии, Италии.
Александр Павлов работает в жанре популярного среди ярославских живописцев (и, что скрывать, среди большинства зрителей) реалистического пейзажа. Однако техника, к которой он склоняется в последнее время – акварель и пастель – делает его творчество достаточно заметным явлением. Тонкая, интеллигентная манера письма автора проникнута искренней симпатией к окружающему его миру. При этом художнику далеко не безразлично мнение о своем творчестве окружающих.
– Мне очень важна обратная связь с моим зрителем, – сказал Александр Петрович, – я пишу для других и готов до хрипоты спорить с одним своим коллегой по цеху, утверждающему, что он лично пишет для себя, что именно моя позиция вернее.
Доказывая, что любая реакция, даже негативная, куда лучше равнодушия, Александр Петрович привел такой пример, посмеявшись от души и над непосредственностью зрителя, и над собой.
– Мы готовили экспозицию в рабочем для библиотеки режиме – читатели сновали мимо нас по лестнице тудасюда, комментируя увиденное, не отходя, что называется, «от кассы». И вот один юноша говорит другому, что, дескать, выставка «так себе, а вот портрет автора – совсем другое дело». Приятно слышать, – улыбается художник, – несмотря на то, что мой портрет принадлежит совсем не моей кисти.
Я не думаю, что экспозиция работ Александра Павлова вызовет много споров среди критиков, профессионалов и просто зрителей. Она неконфликтна, не провоцирует на скандал, приятна глазу, абсолютно интерьерна и доступна восприятию даже не сведущего в высоких материях обывателя. Так что вряд ли кому в голову придет обозвать художника «певцом грязных луж», что с усмешкой предположил сам Александр Петрович, допуская весьма различное зрительское отношение к собственному творчеству.