В XIX столетии «Жизель» стала самым гуманистическим творением балетного театра. У колыбели балета стояли чародеи французской поэзии – Гейне, Гюго, Готье.
В 1841 году французский поэт, прозаик и театральный критик Теофилль Готье прочел старинные предания, которые Генрих Гейне собрал в своих сочинениях о девушках, обманутых в любви и умерших до свадьбы. И тут же Готье сообщил Гейне о своем желании написать сценарий для балета. В помощники Готье пригласил оперного и балетного либреттиста Сен-Жоржа. Как только сценарий был написан, композитор Адольф Адан сочинил музыку.
О композиторе стоит сказать особо. Он был сыном музыканта, который не желал, чтобы Адольф занимался музыкой. В тайне от отца Адольф получил первоначальное музыкальное образование. Впоследствии, добившись отцовского согласия на посещение консерватории, вынужден был принять его условия: обучаться музыке в качестве вольнослушателя и не запятнать себя сочинением оперы или балета. Адан нарушил оба свои обещания. В дальнейшем он завоевал исключительную популярность. Его балеты «Жизель» и «Корсар» до сего времени сохранились в репертуаре многих театров мира.
Премьера балета «Жизель, или Виллисы» состоялась в Париже 28 июня 1841 года на сцене Королевской академии музыки (нынешнем Гранд-опера).
...Виллисы – невесты, умершие до свадьбы. В полночь они встают из могил, собираются на больших дорогах, и горе тому молодому человеку, который им встретится. Он должен будет танцевать с ними без удержу, без передышки, пока не упадет замертво. Одной из таких виллис и становится Жизель...
Музыку «Жизели» высоко ценил П. И. Чайковский. Десятки русских балетмейстеров и актрис были увлечены этим произведением. Роль Жизели входила в репертуар самых прославленных танцовщиц: Ольги Спесивцевой, Тамары Карсавиной, Марии Семеновой, Анны Павловой, Нины Тимофеевой, Натальи Бессмертновой и других. Но лучшей Жизелью ХХ века критики считают Галину Уланову.
Исполнение «Жизели» Галиной Улановой можно назвать наглядной академией танца. Впервые она станцевала Жизель в 1932 году на сцене Мариинского театра. А в 1956 году во время первых гастролей Большого театра в Лондоне англичане назвали ее первой балериной мира. Спектакль посетила королева Великобритании Елизавета II. Балет настолько потряс зрителей, что по его окончании зал буквально замер. И только спустя некоторое время вспыхнула овация, длившаяся 10 минут. Английские кинематографисты запечатлели лондонский спектакль «Жизели» в Ковент-Гардене, сохранив искусство великой балерины для будущих поколений.
Кроме «Жизели» (в постановке Леонида Лавровского) в первую часть фильма включены фрагменты из «Королевского концерта» в Лондоне: танцы из третьего действия «Лебединого озера», татарская пляска из «Бахчисарайского фонтана», «Вальпургиева ночь» из «Фауста», «Умирающий лебедь» Сен-Санса в исполнении Галины Улановой.