– Давненько мы с вами так не ...хулиганили! – наконец сформулировал он заплутавшую было мысль и добавил: – Я расцениваю эту экспозицию как детскую шалость, граничащую с высоким профессионализмом.
Провокаторами скандала (в хорошем смысле этого слова) и нарушителями общественного спокойствия выступили: группа «WATER-ЛИНИЯ», собравшая под свое крыло молодых художников, чуждых академизма, объединение практикующих архитекторов «Кромбит траксорм» и группа «Plum bic pen», а также детская арт-студия «Синяя птица», практикующая воспитание и укрепление семьи в пространстве искусства. Столь разношерстная компания плюс примкнувшие к ним по разным, не всегда идейным соображениям художники-одиночки выдали «на-гора» достаточно противоречивый, но претендующий запомниться надолго проект «ANIMALS: животные глазами художников». Подсматривали за братьями нашими меньшими, оценивали их, сравнивали с собой известные (и не очень) ярославские художники Святослав Сухов, Михаил Бекетов, Елена Евдокимова, Влад Афанасьев, Игорь Голяков, Сергей Гусев, творческая чета художников Кошкиных и многие другие.
Для желающих смотреть в корень и копать вглубь, то есть старающихся самостоятельно разгадать концепцию данного проекта, процитирую куратора выставки Ирину Реховских: «Художники проводят знак равенства между Красной книгой исчезающих видов животных и пространством культуры прошлого и настоящего, которое также нуждается в создании благоприятной обстановки и сохранении».
Что касается подобных художественных проектов, то, на мой взгляд, с ними нужно знакомиться дважды: день вернисажа можно считать потерянным из-за повышенной концентрации спецэффектов. Ну, посудите сами, какое может быть единение с прекрасным, если в зале время от времени начинает клубиться удушливый театральный дым, за ноги то и дело хватают – лая, мяукая, кукарекая, мыча и рыча и прочее – студенты театрального института, изображающие животных? А учитывая, что весь этот «дритатай», то есть перформанс, происходит под неумолкающие звуки барабанов, и количество гостей и участников в выставочном зале напоминает больше автобусную давку в часы пик,… словом, то еще удовольствие. Хотя, полагаю, среди присутствующих наверняка были и люди, думающие несколько иначе. Вот, к примеру, моя знакомая художница Стелла Арутюнова заявила, что, на ее взгляд, «это единственное за последние два года мероприятие в арт-среде города, которое не пахнет нафталином». Может быть, может быть...
Впрочем, пора перейти к сути проекта. Под потолком выставочного зала раскинулись сети, в которых в продуманном художественном беспорядке запутались невиданные рыбы, грузила, тотемные знаки и неопознанные с первого взгляда предметы; отдельно, сами по себе, над головами зрителей парят стилизованные птицы (скульптуры), гигантские бабочки (батик) и опять же рыбы (арт-объекты), ускользнувшие от сетей. Абсолютно все выставочное пространство занимают авангардные скульптуры и инсталляции, на первый взгляд смонтированные авторами по принципу «а почему бы нам не прицепить здесь эту хрень? А давай прицепим!», ...уж не могу сказать, что напоминающие. Но разбирающиеся в современном искусстве люди заверили меня что «это – круто», стало быть, так оно и есть.
Из арт-объектов обращает на себя внимание новый шедевр дизайнерской мысли Михаила Бекетова «Бык Пикассо», впрочем, тут же переименованный остроумными зрителями в «Быка педального»: присмотревшись, в «скелете» быка можно вычленить части отжившего пианино (собственно, на помойке инструмент и был в свое время подобран) и фрагменты велосипеда. «Бык Пикассо» (хотя не совсем понятно, почему в соавторы не призван Дали) удачно вписался в компанию переживших реинкарнацию в мастерской Михаила Бекетова удалившихся на покой струнных музыкальных инструментов (к слову, его знаменитый «Контрабас», ставший громоздкой визитной карточкой художника, тоже почтил своим присутствием экспозицию).
Потрясающим открытием выставки для меня стали работы художника Сергея Гусева, особенно его картина «Охота на единорога». Необычная техника нанесения красочного слоя на холст, в которой работает автор, настолько завораживает, что готов бесконечно рассматривать любой фрагмент картины, даже не вдаваясь в общее содержание (обычно от подобной процедуры получают удовольствие только эксперты-искусствоведы, а тут и мне довелось).
Добрую улыбку вызовут у посетителей холсты Николая Кошкина, на которых изображены, разумеется, кошки и сопутствующие им мышки. Тот же неразлучный тандем художница Светлана Кошкина воплотила в жизнь с помощью клубка ниток и спиц.
...Допускаю, что прочие, не упомянутые мною экспонаты не менее достойны внимания. Вот только рассмотреть их среди лая, дыма и барабанов в день вернисажа было затруднительно.