КТО ПРИДУМЫВАЕТ КУКОЛ?
Если театр начинается с вешалки, то кукла – с эскиза художника. Их в Ярославском театре кукол четверо. Главный художник Игорь Бабанов работает в театре больше двадцати лет, он автор более 80 постановок для детей и взрослых. Семнадцать лет трудится в ЯГТК заслуженный деятель искусств России, лауреат премии «Золотой софит» Нэлли Полякова, поставившая за свою долгую жизнь в театре более ста пятидесяти спектаклей, которые с успехом идут на разных театральных площадках страны. В Ярославском театре кукол Нелли Полякова поставила десять спектаклей. Молодая художница Полина Борисова, продолжая семейную династию кукольников, после СанктПетербургской академии выпустила на ярославской сцене четыре спектакля. В настоящее время Полина второй год стажируется в Париже.
На счету художникапостановщика Елены Бересневой – более тысячи кукол, а число поставленных ею спектаклей давно перевалило за полсотни, большинство из них до сих пор вписаны в репертуарные афиши Ярославского театра кукол, театров Литвы и Белоруссии. Несмотря на сотни кукол, придуманных Еленой Александровной, ее любимицей остается Принцесса из сказки «Огниво». Спектакль этот уже сошел из репертуара, некоторые куклы из него – в обновленном виде – перекочевали в «Принцессу на горошине», «но свою Принцессу я убивать не дала – сделала для постановки новую куклу». Теперь фаворитка занимает свое привилегированное место – прямо за рабочим креслом художницы – и оттуда, со стены, ревниво наблюдает, как рождаются в умелых руках Елены Александровны новые куклы.
Однако их эскизы появляются не сами по себе, а в связи с творческим замыслом режиссера. Есть такие, которые предоставляют художникам максимум свободы для творчества, оговорив лишь самые основные, принципиальные моменты будущей постановки. Из их числа – режиссерпостановщик Елена Борисова. Бывают режиссеры, которые придумывают свой будущий спектакль «от» и «до». Например, режиссерпостановщик, заслуженный деятель искусств России Николай Боровков. Он поставил в театре кукол немало спектаклей, прекрасно разбирается в механике кукол.
ЭТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МУСОРОМ!
Когда эскиз куклы готов, за дело принимаются мастерабутафоры. Их в театре пятеро, а руководит мастерской по изготовлению кукол Елена Севрикеева. Онато нам и рассказала, что кукла кукле – рознь.
– Самая «живая» и любимая всеми куколка – перчаточная. Потом есть узелковая кукла, ее сделать можно из любой тряпочки. Да, чуть не забыла, самая простая кукла – пальчиковая, это когда на палец надевается одна кукольная головка.
– А разве сейчас используются такие формы?
– Конечно, это же классика! А она всегда востребована.
Достаточно вспомнить знаменитый спектакль Образцова, где на голую руку надет шарик – глазкипуговки, носик, ротик – вот и весь антураж. И на этом сделан целый спектакль!
– Какие куклы наиболее популярны в Ярославском театре?
– Да абсолютно все – и марионетки, и тростевые, и большие планшетные. Вот, например, в спектакле «Карлик Нос» задействованы и перчаточные куклы, и тростевые, и марионетки. Есть еще мапеткуклы, способные благодаря гибкости и пластичности человеческой кисти на богатейшую мимику – они работают в спектакле «Куклы на MTV».
Самую сложную куклу иной художник может делать годами, но это в идеале. В реальности на создание материальной части спектакля (в это понятие входит все – от декораций и реквизита до костюмов и кукол.., короче все, кроме актеровисполнителей) выделяется обычно месяца три – четыре.
Тайной оживления кукол ведает механик Александр Фетисов. После близкого общения с ним куклы начинают двигать ручками и ножками, вертеть головками, хлопать глазками...
Оказывается, бутафор – редчайшая профессия: на всю страну, и, стало быть, сотни кукольных театров, сохранилось всего два учебных заведения – в Москве и Питере – где можно выучиться на бутафора. Елена Павловна Севрикеева, например, училась на театральном отделении Пензенского художественного училища и всю жизнь, сколько себя помнит, мечтала работать в театре кукол бутафором. В Ярославском театре она трудится без году четверть века.
– Но в принципе нет ничего невозможного, – считает она, – главное, чтобы было желание научиться этой профессии...
– Желание и все?
– ...и чтобы ручки работали. Без этого – никуда.
– Через ваши руки прошли сотни кукол. Запала какаянибудь в сердце?
– В спектакле «Карлик Нос» у нас удивительные куклы, одна Колдунья чего стоит – сложнейшая марионетка. Очень люблю «Пряничный домик», в нем куколки, как драгоценные инкрустации. Все сделано настолько изысканно и тонко, что можно даже руками потрогать и не понять, как и, главное, из чего они сделаны.
«Из чего» – это принципиальный вопрос для бутафора. В работу идет любой материал, который только можно себе представить, то есть абсолютно все.
– «Это не может быть мусором» – так звучит наш профессиональный девиз, – смеется Елена Севрикеева, – мало того, что у нас дома редко что достигает мусорного ведра, так мы еще и с окрестных свалок тащим в цех все, что приглянется.
Главный режиссер Владимир Иванович Куприн работает в театре относительно недавно – четвертый сезон. Однако он новичок лишь в этом театре, но отнюдь не в театральном деле. В его послужном списке значатся саратовский, пермский, самарский театры; список поставленных им спектаклей давно перевалил за сотню. Так что его авторитетному мнению вполне можно доверять.
– Цеха здесь просто замечательные! Уж если они берут в работу куклу, то доводят ее до такого немыслимого совершенства, что порой приходится даже останавливать их! Все, говорю им, хватит, из зала все равно никто не увидит этих микроскопических огрехов. А мы делаем, возражают, чтобы и актеру было приятно эту куклу в руках держать. Для того, чтобы кукла получилась совершенной, мало хорошо знать свое дело – надо его любить. А ярославские бутафоры и художники понастоящему любят своих кукол...
УНИКАЛЬНЫЙ КУТЮРЬЕ
Ольга Борисовна Быкова олицетворяет собой весь пошивочный цех театра: она в нем и начальник, и подчиненный – все в одном лице. Сейчас ее клиентами являются в основном актеры – с тех пор, как «живой план» отвоевал себе место на сцене наравне с главными персонажами – куклами, работы прибавилось. Правда, заботы о кукольном гардеробе отошли в ведение бутафоров. Но о потере молчаливых, на все согласных моделей (при всей своей «разговорчивости» на сцене тряпочный Петрушка очень «немногословен» за кулисами) Ольга Борисовна не жалеет: с людьми ей работать интереснее.
У Ольги Борисовны – уникальная профессия. Ей приходится шить костюмы, которые были в моде несколько столетий назад, или создавать наряды, которых вовсе никогда не было. Думаете, это просто? Вот, допустим, приносит ей художник эскиз, а на рисунке то шутовской двурогий колпак с помпонами, то многоярусный шлейф с воланами... И надо не просто додуматься, как раскроить ткань, чтобы «в жизни» наряд получился таким же, как на картинке, а соотнести эскиз с характером героя, с жанром спектакля, даже учесть, кто из актеров будет исполнять эту роль. Конечно, работа над созданием костюма идет в тесном тандеме пошивочного цеха (читай – Ольги Быковой) с художником спектакля.
Каждый театральный костюм – единственный в своем роде экземпляр, авторская работа, выполненная вручную. Поэтому главные советчики Ольги Борисовны в работе – энциклопедии по истории костюма и ...эксклюзивные журналы с моделями «от кутюр» самых модных домов мира. Эти драгоценные журналы она иначе чем «кладезь идей для театра» и не величает.
ЗАНАВЕС!
...Но вот на сцене монтировщики установили декорации, художник по свету и звукорежиссер в последний раз проверили свои партитуры, актеры выучили роли и уже вполне подружились со своими новыми куклами... Что же остается? Правильно, остается скомандовать: «занавес!» и мы, зрители, тотчас перенесемся в совершенно другой мир, мир, где не будет ни художников, ни артистов, ни бутафоров с костюмерами, зато будут плакать и смеяться, шутить и влюбляться очаровательные куклы – Золушки и Пьеро, ЦаревныЛягушки и Кощеи Бессмертные, Бабки Ежки и Снегурочки.., появившиеся на свет благодаря этим замечательным людям.