И всетаки желание сделать фонды доступными для посетителей было и у сотрудников музея. На экспозициях можно показать лишь незначительную часть коллекций – по российским музеям средняя цифра – 2 процента. Ярославский художественный музей открывает на постоянных экспозициях и выставках 4 процента предметов из своих собраний. Для того, чтобы «прокрутить» весь фонд через экспозиции – а это 67000 единиц хранения – понадобится несколько десятилетий. В наступившем году мечты об открытии фондов стали для сотрудников художественного музея реальностью. Помог им в этом счастливый случай.
На пятом всероссийском фестивале «Интермузей», который проходил в Москве, Ярославский художественный представлял свои проекты по соседству с инженернокоммерческим центром «Раритет», который занимается производством музейного оборудования. Почему к концу фестиваля у генерального директора «Раритета» Александра Носкова возникло желание сделать именно нашему музею щедрый подарок, можно только догадываться. Когда он объявил об этом директору ЯХМ Надежде Петровой, она не сразу поверила в такое счастье. Домой возвращались с распиской о дарении. А через некоторое время приехали в Ярославль сотрудники «Раритета» и установили специально изготовленные мобильные стеллажи в одной из рабочих комнат музея. Стоимость подарка – 1510000 рублей.
– Дарить подарки приятнее, чем получать, – объяснил свою щедрость на презентации нового оборудования Александр Носков. Так у музея появились новые друзьямеценаты, а у посетителей – реальная возможность побывать в фондах.
Ирина Николаевна Кулешова работает с фондом художественного музея 37 лет, и картины ей, как родные – все хорошо знакомы, за всех болит душа. Именно она теперь и представляет посетителям своих безмолвных «родственников».
– В искусстве нельзя оценивать, что достойно, а что нет. Все хранящееся в наших фондах обязательно найдет своего зрителя. Зритель – разный, с разным настроением, с разным запасом знаний. Открытые фонды тем и хороши, что каждому дают более полную вероятность и возможность встретиться с тем, что ему интересно. На этих стендах – 250 картин, а в экспозиции – всего 130, – начинает рассказ об открытом фонде Ирина Николаевна.
Все, кто уже побывал у нее в гостях, отмечают, что картины здесь воспринимаются поиному. Сразу не объяснишь и не сформулируешь – почему. В фонде нет той дистанции между зрителем и полотном, которая обязательно присутствует в экспозиции.
– Тут вещи дома, в расслабленном состоянии, зритель какимто образом это ощущает, и это ему нравится, – предлагает свою версию Ирина Николаевна. Сколько же миров теперь сошлось в этой небольшой комнате! Вот ты оказался лицом к лицу с Екатериной и Петром, а вот перед тобой полные спокойного достоинства лица ярославских купцов, и глаз уже скользит дальше – к пейзажам Левитана и Клевера, полотнам Жуковского и Петровичева.
– Конечно, экскурсионный поток нам здесь не нужен. В этом фонде может комфортно разместиться группа лишь в 10 – 12 человек. В месяц мы сможем принимать несколько таких групп. Но ярославцы должны знать, что у них наконецто есть редкая возможность – побывать в музейном хранилище, – завершает разговор Ирина Николаевна Кулешова.