Хотя Виталий Котов в фотографической среде Ярославля так известен, что вряд ли нуждается в особом представлении, все же упомянем, что он уже более двадцати лет профессионально занимается фотографией; на его счету – не один десяток выставок, в том числе и персональных; работы Виталия Котова стали иллюстрациями для нескольких книг о Ярославле, представлялись в комиссию ЮНЕСКО в ходе утверждения исторического центра Ярославля как памятника всемирного наследия.
Что первым глубоко запало в душу – пейзаж как вид фотоискусства или лирика Есенина – Виталий Николаевич сейчас затрудняется ответить. И тем и другим автор «болен» лет тридцать. Просто до поры до времени страсти не пересекались. Виталий Котов снимал год за годом пленку за пленкой, подмечая пытливым глазом влюбленного наблюдателя то павлиний хвост радуги, то грозовой всполох над присмиревшим полем... А когда смотришь на жизнь широко открытыми глазами и бродишь, вооружившись фотоаппаратом, по затерявшимся в лугах стежкамдорожкам, на ход ноги так душевно ложатся знакомые с детства есенинские строки: «О Русь – малиновое поле,/ И синь, упавшая в реку, / Люблю до радости и боли/ Твою озерную тоску...» Словом, идея «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира» рано или поздно должна была прийти в голову Виталия Котова. Она и пришла, вылившись в экспозицию «Страна березового ситца».
– Суть этой выставки, так как я ее понимаю, – поделился своими размышлениями Виталий Николаевич, – это мое восприятие мира, которое в некой точке пересеклось с поэзией Сергея Есенина.
Однако располагающая на первый взгляд к неспешному, приятному отдохновению от заоконной суеты экспозиция на самом деле расставила доверчивому зрителю хитрую ловушку. Только настроишься посмотреть на милые сердцу среднерусские пейзажи, коими Виталий Котов проиллюстрировал избранные есенинские строки, и, честно говоря, отдохнуть «мозгами» от бесконечных заумствований представителей актуального искусства, но не тутто было.
Практически все выставочное пространство занимает инсталляция Ольги Волковой. Молодая художница решила отступить от традиционного прочтения есенинской фразы и, отклонив поэтические ассоциации, подошла к делу с практической стороны. Тонкие полоски настоящего мелкоузорного ситца она наклеила на ленты прозрачного скотча, после чего «высадила» эту имитацию березовой рощи в центре зала. Про далекую сверхзадачу и глубокую концепцию данной инсталляции я ничего вам не скажу – сама не очень разобралась, но определенно одно: Ольга Волкова – из числа немногих ярославских художников, что смело берутся взнуздывать и обыгрывать любое предоставленное для творчества пространство и доводят задуманное до конца, то есть до выставочного проекта. То она в разгар нешуточных прошлогодних морозов «высаживала» в Губернаторском парке среди сугробов огромные ситцевые ромашки (судя по всему, с ситцем у автора свои личные счеты); то пускала под ножницы дедушкину коллекцию водочных и винных этикеток, нарезая из них гирлянды для новогодней елки; то выводила на арену актуального искусства молодежный сленг, опятьтаки декорируя компьютерными распечатками полиэтиленовые и «скотчевые» полосы (и с этим материалом у Ольги сложились теплые отношения)...
И то, что куратор проекта Екатерина Змеева деликатно обозначила как «некоторую интригу в экспозиции», заметив, что будет «интересно понаблюдать, как зритель себя поведет в таком пространственном решении», я бы назвала лобовым столкновением классики и актуального искусства. Но ярко выраженного диссонанса в проекте нет: ситчик веселенький, пейзажи благостные, поэзия – без комментариев... Чего ж вам боле? Возможно, именно за таким симбиозом вчерашнего, проверенного временем искусства и сегодняшнего, звучащего здесь и сейчас творческого самовыражения – будущее. Поживем – увидим.