Судьба Елены Борисовой (в девичестве – Варжало) была предопределена фактом ее появления на свет в семье известных театральных деятелей: главного режиссера Омского театра кукол Анастасии Трифоновны Варжало и заслуженного артиста России Тадеуша Мечиславовича Варжало, кукольника от Бога. Неудивительно, что в семье, в которой театр кукол был не местом работы, а храмом творчества, дети пошли по стопам родителей, однажды и навсегда заболев кукольным театром.
Несмотря на то, что Елена Тадеушевна была кукольницей по призванию и определению, но, по ее словам, «кто в шестнадцать лет не хочет публичной славы?». За публичным признанием своей исключительности юная Лена Варжало отправилась… конечно, в Москву и, конечно, в театральный институт на отделение драмы. Не поступила, я полагаю, только потому, что экзамены уже практически закончились, и все курсы во всех театральных вузах столицы были набраны, и если абитуриентов мужеского пола члены приемных комиссий еще коекак просматривали – а вдруг? – то соискательницдевочек не слушали вовсе. Долго печалиться Елена не стала, вернулась домой и поступила... на иняз. Но, как гласит народная мудрость, свою судьбу по кривой на кобыле не объедешь. Однажды в театре случился очередной аврал, Лена вызвалась помогать, втянулась и два года проработала в нем в статусе ученицы: была раньше при театрах такая кузница кадров, как ученичество. Потом спокойно и осознанно поступила в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии.
– По его окончании я вернулась домой, в Омский театр кукол, и поставила очень популярные в те годы вещи «Солнышко и снежные человечки» и «ВинниПуха».
Однако профессиональную карьеру Елена Тадеушевна начала в качестве актрисы, правда, с правом постановки: дело в том, что ее муж, Вячеслав Борисов, первым прибыл в Омский театр кукол по распределению и занял свободную должность режиссера. О своем зигзаге в актерскую профессию Елена Тадеушевна вспоминает с любовью, хотя признается, что сейчас она на сцене чувствует себя куда свободнее: «режиссура раскрепощает».
А между тем в соответствующих инстанциях было принято решение о реорганизации Ярославского театрального училища в институт, и чету Борисовых пригласили в Ярославль в качестве педагогов.
– Я очень благодарна Станиславу Сергеевичу Клитину за это приглашение, потому что именно здесь поняла: несмотря на то, что режиссура – это моя профессия и я ставлю с удовольствием и иногда небезуспешно, больше всего на свете мне нравится работать педагогом.
Елена Тадеушевна – действительно педагог от Бога. Она настолько растворяется в своих учениках, что давно не делает различий между ними и собственными дочерьми. Все они – ее дети.
– Елена Тадеушевна – наше чудо, наше главное и в театре, и по жизни, – говорит Анатолий Белков, актер Ярославского театра кукол, бывший ученик Борисовой. – Ее день рождения давно превратился в наш общий праздник. Она стала для нас, своих учеников, всем: и мамой, и мастером, и педагогом, и режиссером.
– И как вам с ней работается, коль вы знакомы с Еленой Тадеушевной в столь разных ее ипостасях?
– Честно? Крайне трудно, но и безумно интересно. Она, будучи искренним и бесконечно серьезно относящимся к своему делу человеком, не терпит халтуры ни в чем. И в то же время дает возможность актерам фантазировать и «фулюганить». О, она сама – отчаянный «фулюган» и провокатор!
Елена Тадеушевна о своих репетициях говорит так:
– Мне очень нравится, когда в процессе создания спектакля участвуют сами актеры, причем, как правило, фантазия молодых ребят не ограничена какимито жесткими профессиональными знаниями, и они, не ведая пока о том, что можно делать на сцене, а что нельзя, неожиданно придумывают совершенно уникальные вещи.
Что касается страсти Борисовой к экспериментам и выше озвученному «фулюганству», то однажды руководство института простонапросто запретило играть один из придуманных и поставленных Еленой Тадеушевной спектаклей. Был скандал, не всероссийского масштаба, но все же...
– Это был спектакль «Красное и синее», поставленный по известным сказкам Шарля Перро «Красная Шапочка» и «Синяя Борода». Общеизвестно, что сказки эти изначально были адресованы взрослым. Именно в таком контексте мы их и прочли... Недавно я пересматривала видеозапись спектакля и не обнаружила абсолютно никакой крамолы.
Зато другой эксперимент Елены Тадеушевны, реализованный ею уже не в стенах института, а на сцене Ярославского театра кукол – я имею в виду спектакль «Кентервильское привидение», поставленный по рассказу О. Уайльда, – завершился столь удачно, что принес своему создателю звание дипломанта национального театрального фестиваля «Золотая маска» и диплом в номинации «Лучший режиссер кукольного театра России». Учитывая то обстоятельство, что в номинации «Лучший кукольный спектакль России» показа в столице удостоены были только четыре театра из 127 действующих в России, сразу два «золотомасочных» диплома говорят о многом.
СТИЛЬНАЯ «ШТУЧКА»
Елена Тадеушевна Борисова – исключительно тонкий режиссер, стильный художник, обладающий абсолютным чувством меры и чувством профессионального такта. В ее режиссерском багаже нет ни одного случайного спектакля, поставленного просто от необходимости или на заказ. Процесс придумывания спектакля у Елены Тадеушевны может длиться годы, но, очевидно, именно этот временной фильтр позволяет появляться на свет эстетически безупречным произведениям театрального кукольного искусства. Вот и «Кентервиль», принесший его создательнице столь престижную театральную награду, был придуман ею еще в студенчестве. Потом, «благополучно забытый», он бродил внутри автора, обрастая подробностями, лет пятнадцать... А уж что выросло, то выросло. Высокое жюри оценило, не нам, дилетантам, чета.
Почти два десятилетия «вынашивала» Елена Тадеушевна и другой свой спектакль – «Сердце самурая», один из самых любимых ею на сегодняшний день, поставленный по пьесе японского драматурга Тикамацу (по словам Елены Тадеушевны, «это такой японский Шекспир»).
– Помоему, он неплохо получился. Его даже выдвигали на какойто конкурс, честно говоря, я не помню какой, но, ясно дело, с драмой нам не конкурировать.
– И вы так спокойно об этом говорите?
– Абсолютно. Я не тщеславна. А вот тот факт, что этот спектакль высоко оценили театральные специалисты, очень и очень приятен.
Елена Тадеушевна Борисова – еще и доцент Ярославского театрального института, выпустившая в нем шесть курсов. Среди спектаклей, поставленных Еленой Борисовой со студентами, можно назвать «Женитьбу Бальзаминова», «Левшу», «Северную сказку» – забавный детский спектакль, в основу которого лег чукотский фольклор.
За семнадцать лет работы в театре кукол Елена Тадеушевна поставила более десяти спектаклей: это «Русалочка» Андерсена, «Черная курица» Погорельского, «Карлик Нос» Гауфа и другие постановки, полные волшебных таинственных превращений, бесконечно любимые и актерами, и зрителями.
– Из последних моих работ в Ярославском театре кукол мне очень нравится «Пряничный домик». Этот спектакль, сочиненный по сказкам братьев Гримм, на мой взгляд, получился складным. Я сама с удовольствием его смотрю, что вообще для режиссера – дело немыслимое, так как обычно хватаешься за карандаш и начинаешь писать замечания. А тут – нет! И я вижу, что актеры играют «Пряничный домик» с удовольствием, а значит, в нем действительно чтото есть.
...А когда все запланированные разговоры по поводу театра были переговорены, Елена Тадеушевна, призадумавшись по поводу грядущего бенефиса, вдруг призналась:
– Мне стыдно говорить, но мне кажется, что у меня очень легкая жизнь... Впервые эта «крамола» пришла мне в голову, когда мои друзья, уж не помню, по какому поводу, рассказывали о сказочных по комфортабельности дорогах Италии. Там, говорили они, чтобы водители не расслаблялись, через определенное количество метров дорогу перегораживают невысоким препятствием (аналог «лежащего полицейского»). Вот и я случающиеся на жизненном пути перипетии воспринимаю как «дорожный знак» – не теряй бдительности, не успокаивайся на достигнутом.
– И что?..
– Не теряю и не успокаиваюсь.