Персональная выставка Вячеслава Зарослова, открывшаяся в музее истории города, возвращает во времена, когда из всех радиоприемников доносилось: «едем мы, друзья, в дальние края». Никуда не ехать было немодно, некрасиво и както даже неловко перед товарищами и перед самим собой. Молодой человек той поры должен был хоть раз в жизни забраться куданибудь к черту на рога: к строителям городов на вечной мерзлоте, к буровикам в сибирские болота, к рыбакам на Курильские острова.
Мечта многих – увидеть сверх того океан и вернуться домой с задубелым на семи ветрах профилем, блокнотом, полным адресов аборигенов, и впечатлениями, которых хватит на всю жизнь, – у Вячеслава Зарослова исполнилась вполне. А поскольку он всегда рисовал, то впечатления остались в виде графических листов и живописных работ. И вот они сейчас перед нами.
Эпиграфом к выставке (и словесным, и живописным) можно считать большое полотно под звучным названием «Край земли. Романтики 70х» (на синмке). Девушки с ясными глазами на фоне розовых городов своей мечты. Скромные косынки, морская тельняшка в вырезе кофточки – безвестные героини тех дней для их сегодняшних сверстниц уже почти сказочные персонажи. Но они были на самом деле, я видел, я сам там был – будто свидетельствует художник.
«Матрос Саша Гомза» – еще один персонаж, встреченный на дальних дорогах. Неинтересный сейчас искусству человектруженик со своей судьбой, собственным взглядом на жизнь, который читается во всей его резкой фигуре.
Вячеслав Зарослов любуется увиденной им суровой жизнью. И одновременно остается сдержан. Бумага, тушь, перо – что еще нужно, чтобы запечатлеть безвестный «Малокурильск» (1975 г.) или остановить мгновение, подсмотренное на некоем островном рыбкомбинате (1975 г.). Его быстрый карандаш несколькими штрихами изобразил один раз приморскую деревню, в другой – Курильскую гряду, графика Зарослова, наверное, найдет наибольшее число поклонников. Та же техника выдает в нем тонкого лирика, доказательство чему «Портрет жены», написанный несколько позже, в 1984 году.
Выставка большая и разная. Чтото в ней сильнее, чтото слабее. В ней есть и совсем недавние работы, написанные уже в пожилом возрасте: на даче, в затоне близ Ярославля... Но романтика дальних странствий, увлекшая в молодости, не забыта. Вячеслав Зарослов – ярославец, служил в армии и учился на Дальнем Востоке, вернулся в Ярославль, работал учителем рисования. В 1993 году стал лауреатом проходившего в Самаре конкурса «Учитель года». Активно участвовал в организации и стал руководителем учебнотворческого спецкурса «Пленэр» – школы творчества и мастерства для учителей изобразительного искусства. И, похоже, всегда искал в жизни и людях то, что не принижает, а возвышает душу.