Освоение художественного пространства страны началось с создания в академии отдела по связям с регионами. За пять лет новому отделу удалось немало – в 46 городах России под эгидой академии, при поддержке местных органов власти и общественных организаций были организованы выставки живописи. Впервые для этих вернисажей отбор предлагалось провести самостоятельно, на местах. По замечанию начальника отдела Маргариты Хабаровой, в этомто и случился самый большой казус. Художники с советских времен привыкли ждать решения выставкома или своей очереди для участия в вернисаже. Выбрать лучших в родном Союзе художников – дело непростое. Тем более что критерии определения лучших размыты и вообще малопонятны.
И всетаки академики из предложенных работ определили лучших среди ярославских художников, наградив их серебряными медалями. Ими стали председатель правления Ярославского отделения Союза художников Александр Карих, заслуженные художники Юрий Жарков и Леонид Малафеевский (одну из его работ вы видите на снимке). На проходившей в зале на Максимова выставке можно увидеть их работы, получившие столь высокую оценку. Здесь же представлены и художники центра России – из Московской области, Смоленска, Иванова, также получившие награды академии.
Следующий этап этого общероссийского проекта – выставка в Петербурге, которая состоится в июне. Академическая точка современного передвижничества будет поставлена в декабре в Москве – предполагается под работы художников России занять практически все залы столицы. Круг выставок завершится, и это можно будет считать первым реальным шагом в соединении нашего культурного пространства, по крайней мере его живописной части. А именно это ставит во главу угла деятельности академии открывавший выставку в Ярославле Валерий Малолетков, народный художник России, членкорреспондент Российской академии художеств:
– Если мы не соединим культурное пространство, то потеряем Россию. Без этого у нее нет никакой перспективы. Экономику надо доверять умным людям, а не придуркам. Страна без культуры обречена на заклание.
По его утверждению, никакие частные выставки и спонсорские вливания не выправят современную ситуацию. Поддержать все талантливое и дать ему помощь – задача государства. И если ни один губернатор не может перевести средства на счет Союза художников без обвинения в нецелевом использовании бюджетных денег, то на счет государственной организации, коей и является Российская академия художеств, при желании – пожалуйста.
И хотя представители академии денежный вопрос не ставят во главу проекта, догадаться, что это тоже его важнейшая цель, нетрудно. И то, что первым это понял Зураб Церетели – выдающийся менеджер нашего времени, неудивительно. Теперь дело за малым – найти средства в местных бюджетах, чтобы через Академию художеств помочь всегда нуждающимся в них творцам.
А уж как будут расходоваться художниками те государственные средства, получить которые стало больше шансов, – дело их чести. Смущает здесь только одно – Малевич и без государственной поддержки останется Малевичем, а некто Пупкин и с мешком золота будет Пупкиным. И как бы их сгоряча не перепутать. Тем более что и Маргарита Хабарова, заслуженный деятель искусств России, заслуженный работник культуры и начальник отдела по работе с регионами Российской академии художеств, на вопрос о критериях отбора медалистов ответила:
– Критерии – это игра в жмурки. Есть понимание развития искусства, знание общего уровня мирового изобразительного искусства. Учитываются связь с русской академической школой, национальные корни. Критерии бывают спорными. Конечно, это зависит от президиума, от президента академии, от искусствоведов. В общем, критерии еще никому не удалось сформулировать.
На открытии выставки много хороших и заслуженных слов было сказано в адрес наших признанных живописцев, награжденных серебряными медалями академии – золота нам пока не досталось.
А мне почемуто вспомнился другой такой же морозный день на излете зимы лет пятнадцать назад, когда с коллегами волей случая оказались в небольшом зале Дворца культуры моторостроителей, где была открыта выставка работ Андрея Аранышева. Впечатление от картин было настолько сильно, что рассматривали их молча, лишь с удивлением переглядываясь.
Как же получилось, что мы, живя в Ярославле, «просмотрели» талантливейшего живописца европейского уровня? На местных выставках – все стога да стога, а тут искуснейшая философская живопись.
Оказалось, все просто. Андрей не был членом Союза художников и очень тяжело переживал, что его туда не принимают. У него долгое время не было мастерской, и все его удивительные работы родились на кухне однокомнатной хрущевки. День – работа в реставрации, ночь – для себя, будучи художником от Бога. И трудно понять, как могла этого не заметить художественная и околохудожественная общественность Ярославля.
Та давняя история закончилась хорошо – и в союз его на пятом десятке приняли, и в выставочном зале на Максимова ярославцы познакомилисьтаки с этим незаурядным художником. Жаль только, что живет он уже не в России и заслуженное признание получил за границей. С уверенностью можно сказать, что без него российское культурное пространство, которое теперь взялась объединять академия, стало беднее.
Может быть, теперь заботами Академии художеств таких до боли знакомых, грустных российских историй станет меньше?