Монументальная фигура П. И. Чайковского – композитора, патриота и гражданина, поднявшего русское музыкальное искусство на недосягаемую вершину, возвышается среди великих русских художников.
Удивительна власть музыки Чайковского. Покоренные ее красотой, мы остаемся на всю жизнь в прекрасном плену. Может быть, никто из русских композиторов XIX столетия не сказал своей музыкой так много о внутреннем мире человека, его духовной жизни, с такой силой и остротой не раскрыл трагическую судьбу современника.
«Пиковая дама» – вершина оперного творчества Чайковского. Либретто оперы отличается от повести Пушкина. В повести Лиза – бедная родственница, существо слабое и несчастное. В опере она внучка графини, богатая наследница, обрученная с князем Елецким, недосягаемая для бедного офицера Германа. У Чайковского Лиза – натура страстная и сильная. Герой повести Пушкина преследует только одну цель – обогащение. С помощью Лизы он проникает в дом графини, чтобы узнать тайну трех карт. В опере Герман благороден в своей любви к Лизе, богатство для него лишь средство для достижения равного положения в обществе...
Премьера оперы Чайковского состоялась в декабре 1890 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. «Ни одна опера Чайковского на первом представлении не была так исполнена прекрасно», – писал брат композитора и автор либретто оперы Модест Ильич. Прошло более ста лет со дня ее первого представления, а она по-прежнему любима и репертуарна.
Удивительным образом переплетаются судьбы людей, о жизни которых мы узнаем из литературы. Из рассказа приятеля Пушкина П. В. Нащокина: «Пушкин сам рассказывал, что главная завязка повести не вымышлена! Старуха графиня – это Наталья Петровна Голицына, мать Дмитрия Владимировича, московского генерал-губернатора, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук ее Голицын рассказывал Пушкину, что раз проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. Внучек поставил карты и отыгрался».
Графиня Наталья Петровна, прообраз Пиковой дамы, имела хорошее образование, разговаривала на нескольких языках, была прекрасной наездницей, женщиной очень азартной, а при царском дворе чувствовала себя как рыба в воде. Трагической гибели ее любимого внука Саши Пушкин посвятил одну из строф «Евгения Онегина».
Дом «пиковой дамы» всегда притягивал к себе тех, чей талант обессмертил хозяйку. Из его окон хорошо виден знаменитый ресторан Дюме, в который захаживал Пушкин. И окна в окна смотрят особняк Голицыной и дом, где умер великий композитор Петр Ильич Чайковский.
Ленинградский кинорежиссер Роман Тихомиров, создавая картину «Пиковая дама», придерживался тех же принципов, что и в предшествующей своей работе – фильме «Евгений Онегин». Он поставил целью сочетать возможности оперы и кино, создать лирико-психологическую музыкальную кинодраму и тем самым обогатить оба жанра. Тихомиров вновь использовал метод дублирования: играют драматические актеры, вокальные партии исполняют оперные певцы.
Успех фильма – несомненная удача прекрасного оперного коллектива Большого театра, участвовавшего в его создании. Особенно выделяется изумительное пение Софьи Преображенской (меццо-сопрано). Роль Пиковой дамы досталась актрисе Елене Полевицкой, а роль Германа играет популярный киноактер Олег Стриженов, поет лучший исполнитель этой партии Зураб Анджапаридзе (тенор). Князя Елецкого поет Евгений Кибкало, а Лизу – Тамара Милашкина (играет актриса Ольга Красина). Музыка Чайковского звучит в исполнении симфонического оркестра под управлением Евгения Светланова.