«Ты очень странный ребенок», – без конца говорит мисс Полли Харрингтон (в ее роли Алла Кормакова) своей племяннице, одиннадцатилетней девочке, оставшейся без родителей и попавшей к ней на воспитание. «Странность» Поллианны (Ирина Наумкина), например, в том, что она может притащить в дом брошенного котенка, полагая: «Вот тетя Полли-то обрадуется». Или того хлеще – привести... бездомного мальчишку (разумеется, тетушка должна обрадоваться «живому мальчику» еще больше, чем котенку). Но подобные поступки, конечно, вызывают у мисс Харрингтон только раздражение.
Главная же странность Поллианны – это без конца повторяемое «Я так рада! Я так рада!» (ни тени наигранности в исполнении Ирины Наумкиной, просто высший актерский пилотаж). И ладно бы, на самом деле жизнь была сплошным праздником. Но чему радоваться Поллианне? Все братья и сестры умерли в младенчестве, давно нет мамы и не стало отца. В доме тетки – как в колонии для малолетних преступников, даже окна открывать можно по специальному разрешению.
Омерзительность мисс Харрингтон поначалу даже нарочито подчеркнута внешними приемами. Скажем, обеденную трапезу сопровождают весьма неприятные звуки откусывания, жевания, глотания. Стоило ли уж так сгущать краски и делать героиню пародийной? Но это к слову.
Вопреки всему – и главное, здравому смыслу – Поллианна радуется! Играть в радость ее научил отец. Пастор одного из маленьких приходов, он буквально следовал Священному писанию, где сказано: «Возрадуемся...» Когда кажется, что поводов для улыбки нет, нужно лишь хорошенечко поискать – и найдешь. Можно радоваться знакомству с новым человеком или тому, что светит солнце, а не идет дождь. И даже тому, что проснулся утром, мог ведь и не проснуться.
Поллианна освоила эту игру в совершенстве. И пытается научить играть в нее взрослых. Но у тех поводов для радости еще меньше, чем у ребенка. В их мире все буднично и серо (интересная режиссерская метафора: жители городка вначале появляются исключительно в плащах и с зонтиками). И они уже не могут «верить во что-нибудь, кроме дождя», говоря словами поэта. Чтобы переломить упертость взрослых, нужна энергия, бьющая через край, как у Поллианны. Ирине Наумкиной приходится носиться как сумасшедшей по сцене и всему зрительному залу (а зрителям соответственно – вертеть головой на 180 градусов, следя за ее перемещениями).
И чудо происходит: сонный, тихий городок пробуждается, люди оживают. Тетя Полли, когда-то отказавшаяся от любви и ставшая крайне раздражительной особой, под действием игры в радость вдруг оттаивает, становится добрее. Почтенный богач Джон Пендлетон (заслуженный артист Виталий Стужев), не замечавший прежде никого вокруг, неожиданно усыновляет бездомного мальчишку. Миссис Сноу (Татьяна Гришкова) наконец забывает о «праве инвалида» третировать окружающих и находит для себя массу интересных дел, которыми (оказывается!) можно заниматься и в кресле-каталке...
И кажется, все хорошо. Но... Мы же взрослые люди. Мы ждем неприятностей, нам все время кажется, что что-то должно случиться. Как поведет себя героиня, когда на ее долю выпадет новое испытание? А взрослые – стали ли они на самом деле хорошими или всего лишь надели новую маску? Самые разные мысли не дают покоя. И мешают РАДОВАТЬСЯ.
Ощущение тревоги поддер-живается полумраком на сцене и жутковатыми фигурами персонажей, похожих на марионеток. Но рассказывать, чем заканчивается история, лишая зрителей новизны впечатлений, – последнее дело. Поставим здесь точку. Добавим одно. Так часто детей в театре стремятся только развлекать и ничего больше. Поэтому особенно радует, когда появляется спектакль, после которого смотришь на мир чуть-чуть по-другому.