Официальным поводом для бенефиса актрисы стало 35летие ее службы на сцене Ярославского театра кукол. Но если какойнибудь дотошный буквоед придерется и скажет, что дата исполнится только в сентябре 2007 года (о чем и запись соответствующая в трудовой книжке имеется), то мы его урежем весомым аргументом Михаила Жванецкого, который однажды заметил, что уважающий себя человек устраивает праздники не по календарю, а по настроению. Такто.
Надо заметить, что подобное настроение – устроить пир на весь мир у героини нашего повествования возникает примерно раз в пятилетку, и тогда она приглашает всех своих многочисленных друзей и знакомых, а также знакомых тех знакомых и прочих приятных ей людей.
– Когда я набралась наглости и провела свой первый бенефис, приуроченный к 25летию творческой деятельности, – вспоминает Людмила Георгиевна, – Станислав Сергеевич Клитин, председатель ярославского отделения Союза театральных деятелей России, заметил, что «если бы не ковалевский бенефис в Ярославле, может быть, и вовсе не было бы бенефисов».
– То есть вы первой вспомнили хорошо забытую старую театральную традицию?
– Похоже на то. Я вообще полагаю, что каждый актер должен устраивать свой бенефис так часто, как он того хочет и как может. И, безусловно, многое зависит от театра, в котором артист работает. К примеру, в нашем Ярославском театре кукол делается все возможное для того, чтобы актер полностью реализовал себя, потому и отношение к подобным явлениям у директора театра Дмитрия Стрекалова более чем благосклонное. Надо отдать ему должное – он просто любит своих актеров, хотя порой и бывает к нам слишком строг.
Но как бы ни пыталась Людмила Георгиевна приземлить столь важное для любого актера мероприятие, как бенефис, согласитесь, до оного всетаки нужно дорасти – и творчески, и профессионально. А поскольку актрисой Ковалева мечтала стать с тех пор, как себя помнит, то и первые шаги на пути к сегодняшнему творчеству были ею сделаны тогда же, в детстве. И это несмотря на то, что дед нашей героини, Георгий Иванович Круглышев, генералмайор КГБ, занимавшийся воспитанием маленькой Люды, был весьма далеким от театра человеком и даже наложил строжайшее вето на возможную театральную карьеру своей дочери, любимой тетки Людмилы, грезившей в свое время о сцене. Ослушаться деда, даже удостоившегося при жизни музея (!), посвященного ему, было нелегко.
– Тетя учила меня выразительно читать стихи, – улыбается Людмила Ковалева. – Кульминацией моей чтецкой карьеры стало стихотворение Некрасова про «лошадку, везущую хвороста воз». Помню, меня поставили на табурет около новогодней елочки и велели читать «с выражением». Я так вошла в роль, что в финале решительно шагнула со своей импровизированной сценической площадки вниз, а вместе со мной, конечно, «шагнули» и табурет, и елочка... Успех, словом, был оглушительный.
Самое интересное, что Людмила Ковалева, вопреки сложившимся стереотипам, будто актерами кукольного театра становятся те, кто не прошел по конкурсу на «драму», никогда не хотела быть драматической актрисой.
Дело в том, что кружком в Доме пионеров, в котором занималась Люда, руководили актерыкукольники. На занятиях учили всему понемножку: и кукол делать, и сценарии писать, и спектакли ставить. Школярам даже выдавалось специальное удостоверение, свидетельствующее о том, что податель сего окончил курсы актеровкукловодов. Поэтому выбор отделения Нижегородского театрального училища четырнадцатилетней Люды Круглышевой (ныне Ковалевой) вполне закономерен. В тот год почемуто отменили набор на отделение драмы, и конкурс на отделение «актер театра кукол» был сумасшедший – 60 человек на место.
– Представьте меня в те годы: маленькая девочка с косичками на прямой пробор, платье в полосочку, сшитое собственноручно, и мамины нарядные туфли с отрезанными высокими каблуками, отчего носы туфель предательски загибались вверх и мне приходилось ходить на носочках... А рядом взрослые девушкимодели с подведенными глазками, с пышными челками... Как мне было страшно!
Но известный педагог, актер и режиссер Виталий Александрович Лепский, набиравший курс, рассмотрел в этой толпе красавиц именно Люду с косичками и позднее говорил, что ей непременно надо сниматься в кино.
– А что думали на сей счет вы?
– Когда я уже училась в училище, нас, студентов, пригласили сниматься в кино «Жди меня, Анна» с Олегом Янковским в главной роли. По сценарию мы должны были есть гречневую кашу. Первый дубль отыграли с аппетитом. Второй прошел менее удачно. А третий и вовсе встал в горле колом... Я потом лет десять не могла в рот гречку взять. А если серьезно, то я не считаю себя в чемто обделенной, каждому свое. Я очень люблю работать с куклой, поэтому живой план для меня не представляет особого интереса. Когда ты берешь куклу и эта кукла вдруг оживает у тебя в руках, когда ты вкладываешь свою частичку, свою душу и вдыхаешь жизнь в неодушевленный предмет, я считаю это верхом профессионального мастерства, и миг этого торжества не дано испытать ни одному актеру театра драмы и кино. Но для того чтобы это понять, этим надо просто жить.
За 35 лет служения только на ярославской сцене (а этому предшествовала работа и в театре закрытого города Красноярск26, и в Горьковском театре комедии, и в Саранском театре кукол) какие только роли Людмила Ковалева не переиграла: и Ярославну в знаменитом спектакле «Слово о полку Игореве», и МальчишомКибальчишом была, и царевной Будур, и маленькой Бабой Ягой... А зайчиков, лисичек и прочих пушистиков и вовсе не сосчитать. Сейчас в творческом активе актрисы такие роли, как Мачеха в «Золушке», Снежная Королева в одноименном спектакле, Зейнаб в «Аладдине и волшебной лампе»... Некоторые личные спектакли актрисы, такие как «Маша и медведь», бенефисная постановка «Заяц, лиса и петух», прочно вошли в постоянный репертуар театра.
Хоть и не всегда Людмила Георгиевна довольна тем, как сложилась и складывается ее актерская карьера (а кто, скажите мне, из актеров полностью этим доволен?), в реальной жизни она предпочитает не играть, а называть вещи своими именами. «Любите меня такой, какая я есть», – говорит актриса. И ее действительно любят.
Однажды одна маленькая девочка, проходя со своей мамой мимо здания театра, заявила: «А вот театр Людмилы Ковалевой». Был и другой случай, когда еще одна маленькая восторженная зрительница, увидав Людмилу Георгиевну в троллейбусе, закричала: «Мама, мама, посмотри – это же Поросенок!»
– Все пассажиры вокруг меня стали оборачиваться, – смеется Людмила Ковалева, – а смущенная женщина, чтобы исправить ситуацию, пытается громко объяснить, что, дескать, это не Поросенок, а актриса, которая играет в театре роль Поросенка... Но девочка, послушно кивая, твердила: «Все равно Поросенок!»
– И как вам подобная популярность?
– Честно? Приятно! А приятнее стократ, когда знакомые, приводя за кулисы своих детей, представляют меня: «А вот тетя Люда, которая носила понравившуюся тебе куклу...», на что ребенок недоумевает: какая тетя? Не было там никакой тети! А это значит, что ты действительно отдала часть своей души этой кукле...