Только не бороздите морщинами лоб и не бормочите нечто приличествующее случаю типа «дада, я чтото подобное припоминаю, видел... вот только где? Когда?». Ответ будет лаконичен: нигде и никогда ничего подобного вы не видели, если только вы не являетесь фанатичным исследователем современного искусства, фиксирующим в памяти появление на небосклоне артпространства любого нового имени. А Светлана СеменоваЛевадная – действительно новое для нас имя.
– Со Светланой мы познакомились на всероссийском фестивале «Интермузей», – рассказывает сотрудник ЯХМ Марина Полывяная. – Внушительное портфолио художницы и, разумеется, ее интересные работы сразу привлекли наше внимание.
Светлана же в свою очередь была наслышана о том, как активно Ярославский художественный музей представляет в своих выставочных залах проекты мастеров современного искусства, и мечтала сделать выставку именно здесь, в Губернаторском доме. (Реверанс в адрес куратора всех самых невозможных артпроектов Ирины Реховских – не будь ее, не видать нам актуального искусства как подлинников импрессионистов в собственных домашних коллекциях.)
– Я очарована городом и тем приемом, который мне здесь оказали, – поделилась впечатлениями гостья. – Это большая честь для любого современного художника, когда музей такого уровня, как Ярославский художественный, организует выставки актуального искусства в залах, буквально через стенку соседствующие с живописью XIX века.
Восторженные отзывы художницы о приеме оказались неголословны (уж простите мою меркантильность после столь возвышеннодуховного пассажа): одну из своих картин – «Три женщины» – Светлана презентовала принимающей стороне.
Выставка, которую представляет Светлана СеменоваЛевадная, называется многообещающе загадочно: «ВЕЩИДУШИ». Поскольку нет более неблагодарной затеи, чем попытка пересказать содержание художественной выставки или симфонического концерта, не стану умничать и я, однако со стопроцентной уверенностью могу сказать, что поклонникам живописи Шишкина на данном вернисаже делать нечего.
Искусствовед Ирина Реховских, куратор проекта, утверждает, что произведения этой художницы рассчитаны на длительное общение тетатет: «медитативные произведения, наполненные внутренним монологом, оставляют обширное поле интерпретаций для зрителя». То есть каждый зритель созерцает и воспринимает выставленные холсты исключительно в меру своей интеллектуальной продвинутости, а если в голове того зрителя навязчивым дятлом стучит вопрос «а что, собственно, здесь изображено?», то ему, бедному, показана релаксация у картин вышеупомянутого художника Шишкина. «Утро в сосновом бору» отлично подойдет для этой цели.
– Ну не надо во всем искать какойто потаенный смысл! – восклицает другой сотрудник музея, искусствовед Татьяна Кравчук. – Искусство имеет право быть просто красивым.
На счет красоты – не скажу, но то, что нестандартная живопись Светланы СеменовойЛевадной буквально впечатывается в память даже вопреки твоему собственному желанию – это абсолютно точно. Завораживает раскованное взаимоотношение автора с цветовой палитрой: ее картины точно источают цветной туман, в котором утопают примитивные деревца, нарочито подетски намалеванные цветы и обнаженные женские фигурки с прозрачными слюдяными стрекозиными крылышками. Художница утверждает, что «женщина – это удобный, гибкий образ для универсального отображения мысли, эмоции, метаморфоз человеческой жизни». Стало быть, душа каждой существующей в мире вещи и есть та самая невесомая дюймовочкастрекозка с эльфийски вытянутыми к вискам глазами? А может быть, нематериальная сущность материального выглядит как сочный, в рубенсовском вкусе, женский силуэт? Или чем плоха зеленая, точно царевналягушка, особа, провоцирующая зрителя алыми клубничками губ и обнаженных грудей?
Вопросы – есть, ответов – нет. По крайней мере у меня. А вот специалисты по актуальному искусству считают, что «молчание произведений художницы о многом говорит каждому из нас». Словом, всюду загадка. Однако без профессиональных комментариев ясно, что художница не пытается во что бы то ни стало быть востребованной и современной; она намеренно выбрала самостоятельный путь познания этого мира и поиск своего места в нем, а эта авторская позиция не может не вызывать уважения даже в том случае, если собственно живопись не произвела на вас должного впечатления.