Этой пьесе, вероятно, принадлежит пальма первенства среди постановок за всю историю русского театра, и Волковский - не исключение: только до 1905 года пьеса шла на ярославских подмостках не менее девяти (!) раз. В советское время «Горе от ума» ставили здесь четырежды, последний раз в 1975 году. Наверное, многие театралы со стажем ещё помнят Софью в исполнении заслуженной артистки России Татьяны Исаевой (тогда Кривошеиной), народную артистку России Татьяну Иванову (в те годы Опаркину) в роли Лизоньки. А вот народной артистке России Наталии Терентьевой тридцать четыре года спустя вновь предстоит сыграть в спектакле «Горе от ума» княгиню Тугоуховскую.
К работе над спектаклем «Горе от ума» Игорь Селин привлёк грандиозную постановочную группу, в которую вошли профессионалы экстра-класса: художник-сценограф Александр Орлов, художник по костюмам Ирина Чередникова, художник по свету Глеб Фильштинский - все они являются неоднократными обладателями национальной театральной премии «Золотая маска» и высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».
Нам удалось выкроить буквально несколько минут, чтобы побеседовать с режиссёром-постановщиком Игорем СЕЛИНЫМ.
- Выбор пьесы для постановки - это ваша идея или вас пригласили конкретно на постановку «Горя от ума»?
- Это наше совместное решение с директором Волковского театра Борисом Мездричем. Изначально мы думали о реализации некоего масштабного проекта на сцене первого русского театра. Естественно, остановились на классике. У меня была мысль поставить «Ревизора» Гоголя, поскольку я несколько раз соприкасался с этим материалом, ставил его в Америке, и мне хотелось поставить здесь именно «Ревизора». Но оказалось, что эта пьеса Гоголя совсем недавно ставилась на этой сцене. Тогда мы подумали о Грибоедове...
- В афише «Горе от ума» наряду с привычными понятиями режиссёр, художник, хореограф и так далее неожиданно появился литературный консультант. Для чего он вам понадобился?
- Считаю, что в современном театре это просто необходимо. Я принципиально пригласил на эту роль профессора Ярославского театрального института Маргариту Ваняшову, которую считаю блистательным профессионалом своего дела. В ходе подготовительного периода мы с Маргаритой Георгиевной много и подробно обсуждали постановки «Горе от ума» Мейерхольда, Товстоногова, изучили спектакли, которые шли по этой пьесе на сцене Волковского театра.
- Были какие-то трудности с подбором актёров на конкретные роли?
- Нет, никаких.
- Как же не было, когда, например, на роль Чацкого вы пробовали одного, другого, третьего...
- Не только на роль Чацкого, я всю молодёжь перепробовал в разных вариантах и остановился на наиболее приемлемом. Я считаю, что кастинг (хоть я и не люблю этого слова) - совершенно нормальное явление для современного театра. Почему в кино это никого не смущает? И почему у мэтров уровня Олега Табакова или Андрея Мягкова не возникает вопрос, а почему, собственно, их пробуют на какую-то роль? Есть нюансы, которые важны именно для этого режиссёра и именно для этой постановки, которые выявляются в результате подобных проб. Для меня всё определяют актёрская страсть, желание сделать попытку прорваться в новое, неизведанное и неожиданное. У нас действительно существуют два актёрских состава, в дни премьеры будут играть лучшие.
- Какова необходимость делать столь густонаселённый спектакль? Занята не только вся труппа театра, но и привлечены два курса института...
- Если вы внимательно прочтёте список действующих лиц, то убедитесь, что и у Грибоедова их немало. Всё остальное - плод моего творческого воображения.
- Вам комфортно здесь работать? Ведь Волковский - театр с определёнными амбициями, да и академическая сцена, что называется, обязывает...
- Я ставил во многих театрах - Александринке, «Балтдоме», в Национальной драме в Киеве, в театре Романа Виктюка... Тоже, знаете ли, достаточно непростые театры. У каждого есть своя специфика. Но мне кажется, что важно только то, что получается в результате - тогда можно подводить какие-то итоги и делать выводы. Говорить же о сложности либо лёгкости работы вообще неуместно, для театра важен продукт, конечный результат, и если он есть, тогда очень многие вещи, возникающие в процессе репетиций, уходят на второй план. Творческий результат очень важен, а достигается он в современном театре довольно-таки сложно. Театр сегодня - это синтез: сценография, свет, костюмы, пластика, личностное актёрское начало. Всё то, что включает в себя понятие «театр XXI века, особенно когда речь идёт о масштабных проектах.
- А вам не хотелось бы осесть в одном театре и на конкретной сцене, из спектакля в спектакль, реализовать свою программу художественного видения «театра XXI века»?
- У меня было несколько предложений такого рода, и все они достаточно серьёзные... Практически во всех театрах, в которых я работал, после первой же постановки мне предлагали остаться. Я не делал и не делаю этого интуитивно. Мне кажется, что театр-дом - это прекрасно, но в условиях современного мира - это очень сложно. К своему театру надо прийти, это должна быть эволюционная, органичная структура. Ведь театр - это не просто здание, это круг единомышленников. Можно, конечно, прийти, сесть в кресло и сказать: «Теперь я будут у вас главным». Но, как правило, все эти истории заканчиваются очень печально. Процесс же сотворения своего театра - долгий и болезненный, я к этому пока не готов.