Так уж случилось, что он появился на свет ровно за четыре часа до знаменитого боя курантов. Поэтому два главных праздника в жизни любого человека – собственный день рождения и Новый год – в сознании Анатолия Белкова сплелись воедино так плотно, что он практически не отличает один от другого. «Всеобщее новогоднее ликование я воспринимаю как всенародную радость по поводу того, что я появился на свет. Народу ведь все равно – он, народ, так и так празднует, а мне приятно», – шутит он.
А если серьезно, то отношение к собственному дню рождения у Анатолия Белкова двоякое, точнее, раздвоение мнения на сей счет вызывает, конечно, не сам факт появления на свет, а дата.
– В детстве я очень любил день рождения еще и потому, что всем на детсадовском утреннике вручали один подарок, а мне целых два. Хоть подарки были одинаковыми, сотоварищи завидовали мне и возмущались кажущейся им несправедливостью. Но явной ложкой дегтя в бочке двойного праздника было то, что в атмосфере общего веселья о моем дне рождения все както быстро забывали...
Чтобы не забыть самому о собственном дне рождения, а отпраздновать его с чувством, толком и расстановкой, Анатолий Николаевич, например, никогда не берет «шабашек» на этот день, хоть и бывает неизменно востребован в роли Деда Мороза. Кстати, впервые костюм Деда Мороза Анатолий примерил еще в школьном возрасте, выступив на утреннике в детском саду, где работала его мама.
– Мы вообще с друзьями очень любили чтонибудь вытворить перед малышами: клоунадничали, жонглировали, устраивали несусветный тарарам... Дети категорически отказывались уходить из садика до тех пор, пока мы сами не наиграемся вволю.
А первое столкновение с миром театра произошло у Анатолия Белкова во Дворце пионеров. Была там раньше (не знаю, как сейчас) комната сказок – круглая, необычная. Детвора рассаживалась на низких мягких пуфиках, потом появлялась нянюшка Арина и начинала рассказывать сказки.
– Сначала меня все происходящее немного разочаровало, потому что я ожидал некоего действа, но потом увлекся и даже записался в студию. Помню свою первую роль: в спектакле «Кошкин дом» я сыграл злого Кота, который шугал несчастных бездомных котят.
Потом был театр юного зрителя и занятия у педагога Людмилы Кучеровой в школьном зрительском совете
ТЮЗа. «Школьные советники» наделялись высокими полномочиями: они помогали контролерам следить за порядком, не разрешали шуршать шоколадными обертками во время представления и, естественно, смотрели все спектакли. А потом режиссер Владимир Кулагин задумал поставить спектакль «Приключения Тома Сойера» и решил привлечь в качестве актеров студийцев – блюстителей порядка. Анатолий Белков должен был играть роль Гекльберри Финна.
– Но, увы, режиссерская задумка не удалась: было непонятно, как нас, школьников, оформлять, как оплачивать нашу работу и прочие бухгалтерские премудрости. В результате главных ролей мы лишились, но в спектакле участие всетаки принимали. В сцене, где учителю подбрасывают дохлую кошку, нас по очереди вызывали на допрос. От страха – первый раз на взрослой сцене! – у нас дрожали коленки, но это волнение выглядело очень органично.
– И тогда вы поняли, что сцена – это ваша судьба...
– Вовсе нет. Тогда для меня это была просто игра. А вот когда я попал к своему первому серьезному режиссеру Юрию Владимировичу Спиридонову в студию «Балаган», тогда, пожалуй, и призадумался: а почему бы и нет? Но поскольку в те годы у меня случился приступ звездности и я очень много о себе вообразил, на курс актеров ТЮЗа, который набирали Юрий Иванов и Александр Кузин, я не пошел, хотя меня и брали, а когда опомнился, было уже поздно. По совету руководителя «Балагана» я поступил на «кукольное» отделение и счастлив, что принял именно это решение. Я попал к чудесным педагогам Борисовым, Елене Тадеушевне и Вячеславу Вадимовичу, и не только многому у них научился, но и понял: за театром кукол будущее.
В «театре будущего» – в Ярославском театре кукол – Анатолий Николаевич Белков работает уже десять лет. Можно сказать, что он и сам человектеатр, каковым считают его собратья по сцене, настолько универсально оказалось его дарование: он и драматург, и актер, и режиссер, сам придумывает сказки, пишет сценарии. Сегодня в репертуарной афише театра четыре спектакля, созданные Анатолием Белковым от и до – от задумки, написания сценария до режиссуры: «Однажды на Диком Западе», «Неугомонная семейка», «Куклы на MTV» и «Волшебник Изумрудного города» по сказке А. Волкова.
– Мне интересно делать то, что я еще никогда не делал. Когда мы приступили к репетициям «Неугомонной семейки», мы рисковали, вдруг клоунада, пантомима не впишется в формат кукольного театра, но оказалось, что зрителю это надо. В театре необходимо рисковать.
– А как актеру вам какие роли ближе?
– Однажды после спектакля «Снежная королева», в котором я играю роль злого Советника, ко мне подошла одна зрительница: «Не играть вам плохих персонажей, у вас ведь на лице написано, что вы хороший». С одной стороны, было приятно услышать добрые слова, с другой – я расстроился: значит, я не справился с ролью? Я люблю комедийные роли, и если говорить об амплуа, то я – резонер. И хоть подчас моя всегдашняя ирония мне мешает, без нее в театральном мире было бы очень непросто существовать.
Та зрительница очень тонко подметила, что Анатолий Белков – хороший. Хоть и детское определение, в чемто умилительное, но очень точное. Потому что будь у Анатолия Николаевича «написано на лице» нечто иное, кто бы доверил ему каждый год играть самую главную роль? То есть как это «какую»? Деда Мороза, разумеется.
– Мне нравится общаться с маленькими детьми, обожаю смотреть в их восторженные глазки, гладить их головки... Они настоящие, они живые, их не обманешь и не проведешь. Они и тебе не дадут соврать и схалтурить.
Сегодня можно сказать, что Анатолий Белков, безусловно, состоялся во всех своих театральных ипостасях. Но, имея все основания для самодостаточности, он ни на мгновение не забывает о тех людях, которые помогли ему на пути творческого становления. А умение быть благодарным, равно как и небоязнь публичного признания собственных ошибок, это, на мой взгляд, свидетельствует о высоком этическом и профессиональном уровне человека и артиста.