четверг 21

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментарии: 1

суббота, 08 декабря 2012

Театр – искусство вне времени

Стыдно, что на родине первого русского театра до сих пор нет Дома актёра

10 декабря, в понедельник, в академическом театре драмы имени Волкова состоится юбилейный вечер, посвящённый 75-летию Ярославского регионального отделения Союза театральных деятелей России. Накануне этого знаменательного события мы встретились с Валерием Томашовым. Театральный критик, профессор Ярославского университета имени Демидова, доктор философских наук, заслуженный работник высшей школы России Валерий Васильевич Томашов третий год возглавляет региональное театральное сообщество.

автор Беседовала Лариса ДРАЧ.    фотограф Фото Ирины ПИЧУГИНОЙ.

 

– Ярославскому отделению СТД – 75. Как выглядит юбиляр в свете прожитых лет на фоне всего СТД – старожилом или так, середнячком?

– Всероссийское театральное общество существовало с 1880-х годов, но региональных отделений оно не имело. И только в роковые для нашей страны 30-е годы прошлого века, когда театры стали упорядочивать своё существование, переходить на стационарные условия работы, было принято решение изменить и структуру театрального союза. В 1937 году в Ярославль из Москвы пришла разнарядка создать ярослав­ское отделение. Организационное собрание состоялось в театре драмы имени Волкова, и на первых порах только волковцы были членами Ярославского отделения СТД. Хотя на тот момент в состав Ярославской области входила Кострома, а там находится один из старейших театров России, основанный в 1808 году. Костромичи вообще считают себя законными наследниками создателя первого в России профессионального общедоступного театра Фёдора Волкова, родившегося в Костроме. Прекрасный театр работает с 1825 года в Рыбинске. Но почему-то актёры этих театров на том историческом организационном заседании отсутствовали.

– А зачем вообще надо было создавать Союз театральных деятелей? Какое у него было предназначение?

– Изначально оно возникло как общество вспомоществования российским актёрам. До конца XIX века ВТО не вмешивалось в творческий процесс театров, так как театры были в основном частными, а занималось бытом престарелых актёров, организовывало бенефисы, юбилеи, оказывало материальную помощь. Собственно, этим мы занимаемся по сей день. Вот только творческая составляющая ещё добавилась.

– А хозяйственная функция СТД, хоть и прошло три четверти века, стало быть, та же: быт престарелых актёров, материальная помощь?

– Я бы назвал это гуманитарной функцией. О хозяйственной составляющей можно говорить тогда, когда хозяйство есть. А у нас? Две небольшие комнатки в театре имени Волков. А вот в Вологде есть замечательный Дом актёра… Надо отметить, что в Вологде вообще с культурой хорошо обстоят дела, там власти благоволят театрам и музеям в отличие от нашей губернии, где на первом месте всегда стояли спортивные интересы. В Иванове, хоть плохонький, но тоже есть Дом актёра. В Твери, например, городские власти взяли и подарили актёрской братии Дом актёра в собственность. В Омске, Челябинске, я не говорю уже о Санкт-Петербурге и Москве – везде есть Дома актёров! Где-то здания находятся в собственности СТД, где-то – в муниципальной собственности. В последнем случае в ряде городов городские власти просто освободили театралов от коммунальных платежей, включив эти расходы в бюджет города. И только в Ярославле, повторю, на родине первого русского театра, нет Дома актёра. Стыдно!

– А он вообще нам нужен?

– Я считаю, что нужен. Сейчас в культуре везде коммерция на первом месте, надо выполнять план, зарабатывать деньги. Именно на кассу ориентируются многие руководители театров, делая ставку на раскрученные, громкие актёр­ские имена. В этой связи многие заслуженные возрастные актёры, а подчас и молодёжь, которой застой вообще противопоказан, оказываются не у дел, не востребованы профессионально в своих собственных театрах. Вот бы где пригодилась пусть небольшая, но не «привязанная» ни к какому конкретному театру площадка. Можно было бы ставить какие-то небольшие антрепризные спектакли, моноспектакли, экспериментировать с драматургическим материалом. Наличие дополнительной сцены и Дома актёра могло бы оживить театральную жизнь в городе, сплотить актёрское братство.

У нас есть концепция, каким мы видим свой Дом актёра. Весной этого года мы написали обращение к губернатору области с просьбой о выделении нам здания для Дома актёра, под которым поставили подписи все директора театров, все заслуженные и народные артисты. Председатель СТД России народный артист России Александр Калягин со своей стороны тоже прислал письмо в поддержку нашей идеи. Бывший на тот момент губернатором области Сергей Вахруков наложил резолюцию – «решить вопрос положительно». Департамент культуры области обратился в комитет по недвижимости с прось­бой подыскать для СТД подходящее здание, но вскоре началась смена руководства, и стало не до нас.

Я вам больше скажу: точь-в-точь такую резолюцию о положительном решении нашего вопроса мы получили в 1993 году за подписью Анатолия Ивановича Лисицына. Более того, бывший в ту пору мэром города Виктор Владимирович Волончунас отыскал-таки для нас здание на Волжской набережной, дом 23, и это здание было передано на баланс СТД. Целый год мы оплачивали сторожа, искали средства на ремонт дома. Но в начале 90-х денег ни у кого не было. Точнее, они были, но не у всех. В числе людей, располагающих средствами, оказался Джон Мостославский, чей небольшой «Музей музыки и времени» располагался бок о бок с нашим на тот момент домом. Сейчас дом номер 23 – собственность Джона Григорьевича, там у него и музей, и концертный зал, и ресторан. Всё сложилось.

– Много ли членов в Ярославском отделении СТД?

– Порядка двухсот человек из семи профессиональных театров Ярославской области и Ярославского театрального института. Членство в СТД – дело добровольное, но не всякий может стать членом СТД. Не обязательно быть актёром, но определённый стаж работы в театре – обязателен.

– На что же вы существуете и, более того, оказываете какую-то материальную помощь престарелым актёрам, о чём упоминали выше?

– Членские взносы плюс небольшая поддерж­ка от СТД России. Зарплаты в нашем региональном отделении столь незначительны, что, скорее, можно говорить об этой работе как об общественной нагрузке. Правда, в год 75-летия на проведение всех юбилейных мероприятий мы получили грант от департамента культуры Ярославской области. Именно благодаря этой финансовой поддержке стала возможна реализация проекта «Театральный букет – Ярославлю». В рамках проекта мы организовали обменные гастроли внутри области, театры Рыбинска и Ярославля побывали в гостях другу у друга, состоялись гастрольные спектакли областных театров в Гаврилов-Яме, Угличе, Любиме.

– Практика гастролей по области хорошо известна с советских времён…

– Всё новое – хорошо забытое старое. Да, действительно, раньше театры много и охотно гастролировали по области, а сейчас на это элементарно нет средств. Но не только театры выезжали в глубинку, мы организовали привоз жителей Ярославской области на спектакли и творческие встречи в областной центр. В рамках «Театрального букета» прошли гастроли Санкт-Петербургского театра «На Литейном». Было показано три разноплановых спектакля, один из них, «Золушка», был благотворительным: на него мы привезли детей со всей области.

– Гастроли театра «На Литейном», полагаю, запомнятся многим ярославцам, кому – со знаком плюс, кому – совсем наоборот. Раз эти гастроли были подарком ярославской публике, кто отбирал спектакли?

– Это было коллегиальное решение. Предварительно я познакомился с прессой, и надо отметить, что оба показанных в Ярославле спектакля – и «Ромео и Джульетта», и «Семейный портрет» – в числе лидеров в Петербурге, билеты на них не достать.

– Да вы что?! Ведь с «Ромео» зрители побежали, не дожидаясь антракта.

– А те, кто остался, долго аплодировали в финале. Согласен, эстетика спектакля «Ромео и Джульетта» слишком странная, идущая в разрез с хрестоматийным прочтением пьесы, она ударная, скандальная, если хотите, но небезынтересная. Это была попытка поговорить с молодёжью на её языке о том, что её волнует – о любви. Если отказываться от новых прочтений, как тогда расценивать снятый в 1996 году режиссёром Базом Лурманом фильм с Леонардо ДиКаприо, где шекспировские строки звучат из уст байкеров и дело происходит в центре современного мегаполиса? Или вот Валерий Фокин, режиссёр с европейским именем, ставит на сцене прославленной Александринки Шекспира за полтора часа? Что можно сделать с Шекспиром за это время? И тем не менее этот спектакль тоже по-своему интересен. Но те ярославцы, кто не понял и не принял «Ромео и Джульетту», наверняка остались довольны «Семейным портретом» в постановке Александра Кузина.

– Вот уж где аплодировали, так это на «Семейном портрете», и этот спектакль – подлинное наслаждение, я вам доложу. Раз уж мы упомянули об Александре Сергеевиче, спрошу вас вот о чём. Кузин на протяжении многих лет утверждает, что Ярославль – город нетеатральный. Вы с этим согласны?

– Пожалуй, не соглашусь. Ярославль – город театральный по своему определению. Даже тот ярославец, кто не знает, как открываются двери в театр, даже он что-то краем уха слышал о Волкове, о родине первого русского театра, уверяю вас. Есть и устойчивый круг зрителей, кто по-нас­тоящему любит театр. Но и эта публика неоднородна. Треть из них – это прогрессивная публика, кто легко откликается на эксперименты, на новации в режиссуре. Это публика режиссёра Евгения Марчелли. Есть и поклонники иной театральной эстетики. Возьмите спектакли «Ханума», «Кьоджинские перепалки» в Волковском театре – постановки старомодные, разболтанные в плане актёрской игры, но они и в таком виде востребованы зрителем. Есть поклонники режиссуры Кузина, и это всегда классический, продуманный до мельчайшей детали, выстраданный театр.

– Есть, наконец, камерный театр под руководством Владимира Воронцова…

– Согласен, и, что интересно, тех, кто ходит в камерный театр, как правило, в других театрах не встретишь. Вот видите, какой у нас Ярославль театральный город! Вот только с ТЮЗом…

– С языка сняли. Театр юного зрителя действительно долгое время прожил без главного режиссёра, и это – больное место.

– До сих пор дело обстоит так.

– Как? А назначенный в этом сезоне главным режиссёром Игорь Ларин?

– Проблема в том, что он одновременно руководит художественными процессами в двух театрах – в нашем ТЮЗе и в питерском театре «На Литейном». Это стало неприятным откровением для директоров обоих театров. Теоретически такое совмещение должностей возможно, но на практике…

– Как говорится, за двумя зайцами погонишься…

– Вот-вот. У Игоря Ларина есть отличные спектакли, но есть и провальные, например, «Станционный смотритель» в ТЮЗе.

– После премьеры я высказалась очень критично в адрес этого спектакля на страницах газеты. Но не вы ли, если мне не изменяет память, вручили этому спектаклю диплом победителя на третьем областном фестивале профессиональных театров? И на все мои претензии к качеству этого спектакля ТЮЗ, закрывшись дипломом, как щитом, отвечал: профессиональное сообщество оценило, не вам чета. Теперь же вы говорите, что спектакль был неудачен.

– Тут всё непросто. СТД формирует жюри, организует обсуждение спектаклей, но финансирование фестиваля идёт за счёт департамента культуры, а там неизменно просят проявить педагогический такт, никого не обижать, вот и получается, что раздаём всем сёстрам по серьгам, наступая на горло собственным принципам.

– Но ведь это тупиковая позиция!

– Вы правы. Но всегда есть смягчающее обс­тоятельство: актёры старались.

– Как профессиональное театральное сообщество поддерживает своих самодеятельных коллег?

– Члены СТД входят в состав жюри фестивалей самодеятельных театров, которые ежегодно проходят в Ярославской области. И там бывают очень достойные работы. Кроме того, постоянно проходят мастер-классы для руководителей, режиссёров народных театров. Так что свою лепту, хоть и небольшую, мы вносим.

– А в вашей ли компетенции как-то повлиять на положение дел в театре, например, в подборе того же главного режиссёра?

– Увы, у нас есть только право совещательного голоса. Мы можем высказать своё мнение, но не более того. Но зато когда какой-то спектакль или актёра выдвигают на премию, звание, тут без резолюции СТД не обойтись. Если региональное отделение СТД не поддержит кандидатуру, наградная комиссия даже не будет рассматривать эту заявку.

– Проект «Театральный букет – Ярославлю» финиширует. А ведь весной вы обещали гастроли московского театра «Et Cetera» под руководством Калягина и спектакль «Лица» с его участием. Не стоит ждать?

– Я трижды был в Москве по этому вопросу, и каждый раз Калягин подтверждал своё обещание. Но в последний момент он меня переадресовал некому театральному агенту, и дело застопорилось, хотя уже был прислан райдер Калягина, где среди обязательных требований был не только президентский номер в гостинице определённой звёздности, но и отсутствие запахов в нём. Калягин мне так и сказал: если я почувствую какой-нибудь запах, тут же разворачиваюсь и уезжаю без разговоров. Однако полторы недели назад был звонок из Москвы: спектакль в Ярославле не вписывается в график театра «Et Cetera». Се ля ви…

– Каковы ваши планы на будущее? В чём вы видите дальнейшую миссию Ярославского отделения СТД?

– Продолжать ту повседневную, подчас незаметную обществу работу, которую мы ведём на протяжении многих лет: заботиться о могилах, помогать ушедшим на покой актёрам, организовывать бенефисы… Правда, в этом нам всё реже идут навстречу директора театров. Есть новые задумки по поводу Дома актёра. Понятно, что городским властям сейчас не до нас, у них другие заботы, но я себя успокаиваю тем, что театр был, есть и будет всегда. Это искусство вне времени.

Читайте также
Комментарии

Гость | 09.12.2012 в 22:06 | ответить0

Всё правильно: культуре в области живется хреново. Если бы не фанаты, давно бы всё загнулось.

 

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Город – как на ладониВ центре старинного города Любима насильственной эвакуации подверглись животные. Волков, лисиц, ежей,
  • Казус, достойный книги рекордовВ редакцию позвонил давний читатель «Северного», ветеран Великой Отечественной войны Валентин Иванович
  • А я еду за туманом… Отдел природы Ярославского музея-заповедника продолжает показ цикла фотовыставок «Из дальних странствий…».