На камерной сцене театра имени Волкова – премьера спектакля «Бабаня»
Трудно сказать, кто автор этого спектакля, поскольку театр – искусство коллективное. А в данном случае счастливо совпали текст Кати Рубиной, режиссура Ольги Тороповой и потрясающая игра заслуженной артистки России Татьяны Исаевой, представшей в неожиданном для зрителя амплуа – простой русской пожилой женщины, которую все зовут Бабаня. Хорошо, когда невозможно вычленить вклад в общее дело каждого. Это значит, что лоскутное одеяло спектакля, к которому приложили руку многие артисты, художники, оформители, представители других цехов, сшито крепкой рукой профессионалов и воспринимается как единое целое.
Спектакль «Бабаня» родился из лабораторного эскиза – его контуры были намечены на всероссийском семинаре молодых драматургов «Авторская сцена-2012», который прошёл летом этого года. Тогда-то известный литератор и не менее именитый художник (за плечами – Строгановка, куча выставок, картины нарасхват) представила свою пьесу «Бабаня».
Вот что она сама говорит об этом: «Есть старинная русская пословица – ласковое слово и кошке приятно. А ласковое дело? Пьеса «Бабаня» именно об этом. Главная героиня Бабаня даже представить себе не может, что это она, простая женщина из русской провинции, является новейшим коммуникатором между людьми... В глубине её души тончайшая божественная субстанция – любовь. Именно её, без пафоса, показухи и сладкого елея, дарит Бабаня людям, не задумываясь о том, будет ли она понята. Есть на свете подвижники, религиозные деятели, несущие любовь и добро человечеству. Нам они кажутся недостижимым идеалом... На самом деле любой человек может делать добро. Эта незамысловатая идея и является темой пьесы».
Так случилось, что на семинаре пьеса сама выбрала себе режиссёра-постановщика. Им стала актриса Ярославского театра юного зрителя, ученица народного артиста России Александра Кузина (она у него училась дважды: сначала актёрскому мастерству, теперь – режиссуре) Ольга Торопова. Ольга призналась, что «истории о людях, о нас с вами, о том, как мы умеем любить – именно об этом я хотела бы говорить в театре».
– Когда я прочитала пьесу, конечно, первым встал вопрос, а кто может сыграть Бабаню? – рассказывает Ольга Торопова. – С Татьяной Ивановной Исаевой я познакомилась на съёмочной площадке фильма «Любовь до востребования», тогда она совершенно меня удивила и очаровала. Её голос, стать, прямой и сильный взгляд, громкий смех, её красота. Я была счастлива работать с этим человеком и артисткой!
История Бабани и наше знакомство с ней начинается... за упокой. От рака умирает дочь Бабани, и главная героиня с подругой тётей Шурой (эту роль очень душевно сыграла артистка Галина Ефанова) поминают Светлану. Вот и внучка Алка не успела на похороны, далеко ей лететь, из самой Австралии. А потом и сама Бабаня собралась мир посмотреть, внучку в далёкой Австралии замуж выдать. Цели «себя показать» у неё, простой уборщицы, всю жизнь проработавшей в больничке в городке Спянске, и быть не могло. И стоило начаться этому путешествию, как «заупокойная» тема делает неожиданный кульбит, с появлением каждого нового персонажа трансформируясь то в мелодраму, то в трагифарс, то в святочную историю. Кого только Бабаня не встретила в своём путешествии – в Австралии замотанную судьбой женщину, в одиночку воспитывающую калеку-сына (артисты Любовь Ветошкина и Виталий Даушев); в Бангкоке к ней прибился тайский мальчик-трансвестит, мечтающий о карьере танцовщика, но подрабатывающий проституцией (артист Илья Варанкин удивительно органично вжился в образ); в Мюнхене её пути пересекаются с художником-авангардистом, в эмиграции вынужденном мыть полы на вокзале (Владимир Майзингер). И так уж получалось, что для каждого из этих несчастных Бабаня – точно свет в окошке, такой вот не замутнённый цивилизацией гений чистой доброты. Всех она готова приголубить, поставить на ноги, вылечить, устроить личное счастье или, на крайний случай, просто накормить пирогами в своём родном Спянске. Заканчивается эта рождественская история, как и положено всем сказкам на свете, за здравие. Все случайные спутники Бабани «неожиданно» приехали к ней в гости под самый Новый год. Благо задушевная подруга тётя Шура, поджидая Бабаню из дальних странствий, «оливье накрошила на три войны».
Кому-то эта история может показаться слишком сладкой, наивной. Не спорю. Но именно таких простых историй со счастливым концом так не хватает в нашей жизни, что хочется хотя бы в театре их посмотреть. Ведь именно в ожидании Нового года, как никогда, верится в Деда Мороза и... в Бабаню.