В первых числах декабря родители начинали собираться в Москву за продуктами к праздничному столу. Докторская колбаса по 2 рубля 90 копеек за кило, мандарины «по два килограмма в одни руки», жестяная баночка растворимого кофе обходилась в шесть рублей; столько же, кстати, стоил и шоколад «Вдохновение»...
Ожидание навьюченных сумками родителей с вечерней электрички подспудно накладывалось на ожидание праздника, который вотвот налетит, закрутит, завертит, одарит, осчастливит... Как только праздничный продуктовый минимум воцарялся в пузатом холодильнике «ЗиЛ» с запирающейся на крошечный ключик ручкой (не влезающая в холодильник палка колбасы вывешивалась в авоське в форточку, благо «погоды давеча стояли не то, что нонеча»), с антресолей торжественно доставали пластмассовую сборную ель. Под ней устанавливался ватный дедмороз (сорт 2, ГОСТ 3195), на макушку водружалась обязательная «рубиновая» звезда.
Потом неспешно, всей семьей елку наряжали игрушками – фигурками космонавтов и восточных мудрецов в чалмах, клоунов и добродушно улыбающихся львов (все игрушки прикреплялись к еловым лапам специальными прищепками«крокодильчиками»), домиками с запорошенными «золотинками» крышами, шарами всех видов и мастей... А Новый год уже так близко, что можно дотронуться рукой, и гдето внутри тебя уже звенит натянутой струной вера в чудо...
К чему это я? Ах да! Центр современного искусства «АрсФорум» приглашает всех желающих отправиться в ностальгическое путешествие во времени. Для этого достаточно просто стать зрителем или участником художественной акции «Новый год. Елка. СССР».
«Жизнь невозможно повернуть назад, и время ни на миг не остановишь...» – пела Примадонна, но она не подозревала о таком художественном приеме, как консервирование времени и воспоминаний. Как это делается? Вот простенький рецепт. Берем трехлитровую банку, ровными рядами укладываем в нее чудом сохранившиеся с советских времен елочные игрушки, добавляем конфетти, дождик – по вкусу, закатываем банку. Готово. Тут тебе и известный прием модернистского искусства, когда произведение создается путем перемещения объекта из реальной, предназначенной для него сферы в иную, сакральную среду (то есть была просто старая елочная игрушка, а помещенная в банку и снабженная соответствующей искусствоведческой концепцией, она стала актуальным артобъектом), и мысленная реставрация былого в одном флаконе. То есть в банке.
Есть в экспозиции и понастоящему добрая, трогательная композиция «Бабушкина елка» дизайнера Натальи Молодцовой: художница украсила колючие еловые ветки самодельными вязаными зайчикамибелочкамиснеговиками. «Бабушкина елка» премило сочетается с рождественскими сказочными сюжетами полотен костромской художницы Елены Воиновой. А известный ярославский дизайнер Николай Кошкин свой вариант новогодней ели – елочный остов, декорированный гирляндой, – снабдил соответствующей рождественской сказкой: дескать, нашел он однажды на свалке этот ствол с приделанными к нему специальными креплениями для веток. Сделал эту палкуелку некий дедушка для внучки. Потом внучка выросла, и ненужный скелет новогоднего деревца окончил свои дни на городской помойке. Но добрый дизайнер подарил ему вторую жизнь.
Уравновешивает изыски актуального искусства старая добрая живопись – холст, масло, соответствующий зимний сюжет, и никакой иной подоплеки. В роли художниковконсерваторов (в смысле приверженцев старой живописной школы, когда от художника требовалось как минимум умение рисовать) выступили известные ярославские художники Владимир Литвинов, Александр Кравцов и Влад Афанасьев.
Даже при всем моем достаточно ерническом отношении к перфомансу и прочим инсталляциям не могу не признать: в художественной акции «Новый год. Елка. СССР» есть нечто настоящее, что заставляет и посмеяться, и вздохнуть, и пожалеть об ушедших мгновениях счастья.