За прошедшие два сезона у любителей оперного и балетного искусства была возможность увидеть в цифровом изображении самые знаменитые постановки оперных и балетных спектаклей на сценах ведущих театров мира: «Травиата» и «Аида», «Дон Карлос» и «Путешествие в Реймс», «Кармен» (в театре La Scala, Милан); «Черевички» и «Дон Жуан» (в театре Ковент-Гарден, Лондон), «Риголетто» и «Микадо» (в Сиднейской опере); концерты выдающихся мастеров – Дмитрия Хворостовского и Рене Флеминг, памяти Лучано Паваротти, трёх теноров – Доминго – Каррерас – Паваротти; Майкла Флэтли – властелина танца и др. И вот новое событие.
Художественные взгляды и гражданская позиция Модеста Мусоргского нашли гениальное воплощение в его опере «Борис Годунов». Сюжет оперы был предложен композитору его другом, историком русской словесности В. Никольским в 1868 году. Взяв за основу историческую трагедию А. С. Пушкина, композитор позаимствовал из двадцати двух пушкинских сцен только девять, включив фрагменты из Карамзина, которому поэт и посвятил произведение.
Возможность претворить актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы чрезвычайно увлекла композитора. «Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей, – писал он. – Это моя задача. Я попытался решить её в опере». В осуждении произвола и принципа царской власти, в возвеличивании свободолюбия состоит основная идея оперы Мусоргского.
Для характеристики народа в «Борисе Годунове» композитор вводит масштабные хоровые сцены с выделением отдельных групп и действующих лиц, сольных реплик – до этого ничего подобного в опере не было.
В 1869 году опера была завершена и представлена в дирекцию императорских театров, но её отклонил оперный комитет под предлогом якобы отсутствия в нём большой женской роли (польский акт с развёрнутой партией Марины Мнишек в первой редакции оперы отсутствовал).
Именно эту первую редакцию оперы Мусоргского и выбрал известный российский режиссёр Андрей Кончаловский для своей постановки на сцене Королевского театра оперы в Турине (Италия). Он неоднократно занимался режиссурой оперных постановок, включая произведения Чайковского, Прокофьева, Верди. Оперу Мусоргского ему предложило поставить руководство театра. В Италии считается, что русские оперы должен ставить русский режиссёр.
По словам Кончаловского, музыка Мусоргского не создавала каких-либо трудностей, однако жанр оперы сам по себе оказался весьма сложным для постановки. «Борис Годунов» – эпическая опера – серьёзное философское произведение. Но режиссёр приложил все усилия и получил потрясающий результат – признание публики и прессы.
Кого же мы увидим и услышим в главных ролях оперы? Заглавную роль царя Бориса исполнит тридцатишестилетний болгарский певец Орлин Анастасов. Именно за исполнение этой партии в постановке Андрея Кончаловского певец был удостоен престижной премии «Золотая муза» за популяризацию русской культуры и выдающиеся достижения в области искусства.
В роли Самозванца Григория – британский драматический тенор Иэн Стори. Пимена исполняет народный артист России, солист Мариинского театра Владимир Ванеев (бас). Хорошо нам известный замечательный бас из Большого театра, народный артист России Владимир Маторин будет петь партию Варлаама, а солист Новой оперы (сейчас и приглашённый солист Большого театра) красивый баритон Василий Ладюк выступит в роли дьяка Андрея Щелкалова. Хор и оркестр Королевского театра оперы в Турине. Оперу «Борис Годунов» Мусоргского, ставшей лучшим театральным событием 2010 года, могут увидеть все ярославские меломаны.