Они выходят на сцену вдвоём – генерал, ветеран давно прошедшей войны и Она – его Муза, его спутница, его ангел... На нём старый китель без погон, орденские планки... И Она – в романтическом ореоле. Звучит песня Марка Мермана «Старый «Вельтмайстер» – аккордеон».
О чём поёт ветеран? Конечно, не о пленных немцах. Но о временах войны, превратностях судеб, о несбывшихся надеждах, но и о поразительной жизнестойкости тех, кто выстоял, пройдя сквозь огненные испытания военных лет... «Но не сдаётся только он, старый «Вельтмайстер» – аккордеон: «Ауфвидерзеен, майне кляйне, ауфвидерзеен...»
О чём поёт Муза? О прекрасной влюблённости, о том, чем манило щемящее и светлое детство. В том детстве самым счастливым днём был тот, когда ей повязывали на голову волшебный голубой бант... Ирина хранит в себе этот душевный свет.
Она родилась на Толге. Семья Чельцовых была большая – мать, Елизавета Николаевна, воспитывала троих детей. Старые монастырские стены, рядом с которыми она росла, частью превращённые в руины, сохраняли нечто, что отпечаталось в ней, как древняя совершенная красота, нарушенная человеком.
Но отец говорил ей о главном: «Истинна одна только душевная красота...»
Он, Фёдор Фёдорович Чельцов, и передал дочери страсть к театру. В молодости он был актёром, начинал в «Синей блузе» в Москве, а его театральная юность прошла в студии Мейерхольда, учеником которого он был. После закрытия театра Мейерхольда Фёдор Чельцов работал на Севере, в Средней Азии, с началом Великой Отечественной ушёл на фронт, был ранен.
Отец водил дочь в драматический кружок Дворца пионеров. Когда в Ярославле открылось театральное училище, комиссия обратила внимание на огромный голубой бант Ирины Чельцовой. Но ещё – на обаяние, на поэтическое вдохновение, с которым она читала «Чуден Днепр при тихой погоде...». Члены комиссии ставили плюсы, отмечая голос, пластику, мимику, музыкальность, острое чувство ритма. Педагоги стали кумирами на всю жизнь. Наталия Ивановна Терентьева, Сергей Константинович Тихонов, Владимир Алексеевич Солопов, и, конечно же, Фирс Ефимович Шишигин. Они воспитывали учеников в идеальном отношении к театру. На курсе Ирина встретила и своего суженого – им стал Валерий Смирнов, юноша с дивным румянцем, который заливал щёки. Романтик, ставший со временем актёром-любомудром и отцом семейства. Взаимное чувство связало их судьбы на всю жизнь.
Получив приглашение «строить» недавно открывшийся театр в Великих Луках, молодые артисты с готовностью создавали свой театр. Здесь Ирине Чельцовой поручают центральные роли. Она – молодая героиня! С искренностью лирической души играет Ларису в «Бесприданнице», трогательную Лидочку в «Свадьбе Кречинского». Известный режиссёр Иосиф Попов приглашает актёров в Гомельский русский драматический театр, где Чельцова и Смирнов вскоре становятся любимцами города. Зловещая тень Чернобыля в Гомеле приводит к сдвигам в судьбе. Ирина и Валерий вместе с маленьким Максимом возвращаются в Ярославль. Их принимает родной Волковской театр.
Зрители и по сей день помнят очаровательную певицу-француженку мадемуазель Дюжибье («Жених в шкафу» А. Кони), Примадонну («Честный авантюрист» К. Гольдони), эксцентричную, азартную в изощрённой жестокости Беттину («Цилиндр» Эдуардо де Филиппо), Лулу («Дикарь» А. Касоне), героиню «Соперников» Шеридана.
И сколько в Чельцовой одухотворённости, доброго озорства и юмора! Актриса ищет обязательную «чудинку» в своих персонах, она склонна или романтизировать своих героинь, или, нисколько не теряя присущего ей щегольства, погружаться в игровую стихию, иронически преображая действительность.
В спектакле «Бульвар удачи» Ирина Фёдоровна играет роль как будто чисто бытовую. Но только на первый взгляд. По пьесе мать героини забыла о своей женской натуре, затюканная жизнью и дочерью, которая «подарила» ей младенца в подоле... И мать, и дочь тоскуют по лучшей жизни. Мать носит старый домашний халат, на пояснице шаль для тепла, отрада для неё – вечные поучения и наставления.
Но зрителям предстоит по достоинству оценить волшебные превращения, которые станут свершаться с этой домашней инквизиторшей. Чельцова свершит преображение своей героини. Она докажет зрительному залу, что нужна всего лишь капля живительной росы, чтобы пробудить в человеке душу. Тем ярче комедийные и лирические трансформации, что вершатся на наших глазах.
Смолоду в состав её крови вместе с врождённой жизнерадостностью и творческим энтузиазмом вошли юмор, ирония, яркость, действенность, динамизм характера. Театр порой безоглядно переключает энергетику Чельцовой именно в комедийную стихию, но в её даровании много нераскрытого и нерастраченного драматизма. И, конечно, Ирина Чельцова ждёт новых ролей в новом театральном репертуаре.
Персонажи Чельцовой в сегодняшних спектаклях – заботливая мать Кати («Екатерина Ивановна»), экзотическая и порывистая Юнона в «Буре» Шекспира, шутливая Красная Шапочка в «Снежной кутерьме». Бенефисной ролью Чельцовой в текущем репертуаре, безусловно, является любимый зрителями «Бульвар удачи».
Ирина Чельцова – актриса обаятельная и парадоксальная. Она играет с душевным изяществом и покоряющим мастерством. Секрет обаяния Ирины Чельцовой – в её влекущей женственности и неутомимом жизнеутверждении.