В отличие от самого маэстро большинство музыкантов Аннамамедова здесь пока не бывали, в лучшем случае только снаружи видели внушительное здание КЗЦ, в облике которого традиционный для средневекового Ярославля красный кирпич, отделка стен белокаменным орнаментом и обливной керамикой. Арочные порталы входа и окон сочетаются с суперсовременным витражным стеклом, свободно стоящей на выносе у парадного крыльца колоннадой.
Но работа есть работа, и времени перед репетицией хватило у музыкантов разве что на беглый обзор просторного вестибюля с панорамными застеклёнными лифтами. Но уж в самом-то зале успели они до репетиции зорким профессиональным взглядом оценить обстановку – сцену с поворотным кругом, поднятый вровень с ней просторный планшет оркестровой ямы, партер и галереи зала на тысячу мест, одного из самых вместительных на Верхней Волге.
Насчёт того, насколько тонкая и сложная наука – театральная и концертная акустика, перед началом репетиции просветил нас директор службы заказчика КЗЦ Равиль Сафиуллин. Напомнил о том, как в дни приезда в Ярославль нашёл время прийти сюда Валерий Гергиев. Обещал прислать авторитетного специалиста по технологии звука и обещание своё выполнил. Проектировщиков и строителей консультировал в этих стенах гость из английской фирмы «Sound Space Design». «Здесь можно работать с акустикой», – дипломатично отдал должное англичанин российским коллегам.
Пол оркестровой ямы, партера и амфитеатра покрыт отражающим материалом – аналогом дерева. Паруса подвесных потолков, ребристые панели порталов зрительских галерей – всё служит точно рассчитанному отражению и рассеиванию звука.
Ключевое слово в акустике – «резонанс», что в переводе с латинского означает «звучу в ответ», «откликаюсь». Но самое прямое отношение к ней имеют и кресла в зале, какое именно, объяснил нам автор их конструкции, дизайнер из Краснодара Андрей Силин – его кресла стоят, например, в театральном зале знаменитого столичного театра имени Маяковского. Сверхпрочное, на поролоновой основе покрытие поглощает звук так, чтобы он «в оркестровую яму не возвращался». Как всё это действует, и должно проясниться к концу акустической репетиции.
К слову, «обживать» концертные залы Ярославскому симфоническому не в новинку. Только в Москве довелось ему играть на всех самых известных площадках. Опыт есть, и недаром же губернатор области Сергей Ястребов персонально Аннамамедову поручил первым оценить возможности главного зала КЗЦ.
– Нам предстоит понять, как мы звучим в разных его частях, не уходит ли звук в акустические «ямы», нет ли «эха», не перекрывает ли оркестр певцов, – ставит дирижёр музыкантам задачу и начинает репетицию в роли... слушателя и эксперта по акустике. Оркестр на месте, он звучит, а дирижёра за пультом нет – когда ещё такое увидишь?
Репетиция между тем уже в полном разгаре. Номера из программы предстоящего гала-концерта «Торжественный марш» Чайковского и «Фаранделу» Бизе оркестр без заметных затруднений исполняет при отсутствии дирижёра. Пробы идут в жанровом диапазоне от Чайковского до Гершвина и Пьяццолы на контрастных звучаниях: от нежной лирики до предельных форте, от затаённых пиано до мощных «тутти», когда оркестр в унисон играет полным составом.
Дирижёр возвращается за пульт – на сцену один за другим выходят певцы – солисты филармонии Вера Добролюбова, Александр Суханов, Альбина Хрипкова, Анатолий Колбёшин. Репертуар у них тоже почти безразмерный: Гуно, Верди, Бизе и... «Русское поле» Яна Френкеля. В перерыве вопрос ко всем один: «Как звучим?» Как и следовало ожидать, ответы получаем самые разные, от «нормально звучим» до «без микрофона тут нечего делать», от «акустика здесь ещё должна устояться» до «приятно петь в таком зале».
Резюме даёт после репетиции Мурад Аннамамедов:
– То, что об акустических свойствах этого зала я знал раньше, вызывает во мне сдержанный оптимизм. Первая репетиция это подтвердила. Была она что ни на есть рабочая, играли с опущенным противопожарным занавесом, с неотрегулированным светом. Главное, что зал звучал нам в ответ, и его с лёгким сердцем можно вводить. После открытия предлагаю отправить письмо общественности Президенту Владимиру Путину с благодарностью за такой щедрый подарок ярославцам.
Не преминул оценить наш собеседник и новые возможности, какие появляются у его оркестра после открытия комплекса: сохранив Собиновский зал как основной и базовый, выносить сюда самые значимые проекты. Из запланированных на новый сезон дирижёр назвал прежде всего авторские вечера Александры Пахмутовой, Алексея Рыбникова и Эдуарда Артемьева.