В последнее время в академии Елена Пасхина ну прямо днюет и ночует. Только что президент РАХ Зураб Церетели вручил скульптору из Ярославля удостоверение Российской академии – документ в знак признания безупречного профессионализма мастера и её заслуг перед искусством («Северный край» рассказывал об этом в публикации «Пасхина готовит экспонаты к выставке на Пречистенке» в номере за 25 сентября). И вот она снова здесь, в стенах одного из немногих уцелевших в Москве после пожара 1812 года старинных особняков, принадлежавшего купцу, меценату, коллекционеру «серебряного века» Ивану Морозову, в здании президиума академии и её выставочных залах.
Два из них занимают её станковая пластика и крупногабаритные слайды монументальных произведений – лучшее из того, что сделано за три с лишним десятилетия. До последней декады октября будет открыта эта «выездная мастерская» Пасхиной. По авторским моделям, крупным планам фотофиксаций внимательный зритель может и без всяких комментариев детально представить себе, как выглядят вблизи под селом Красным в нашей бездорожной некоузско-брейтовской глубинке барельефы её стелы, посвящённой битве на Сити, рыбинский «Фёдор Ушаков» или «Журавлики» – мемориал жертвам радиационных аварий и катастроф на Угличской улице в Ярославле, понять, как вызревали замыслы её «Собинова», «Постового Романовской заставы», её «Стрижей», посвящённых памяти погибших хоккеистов «Локомотива». Репродукцией этого памятного знака, установленного в Аллее плачущих деревьев ботанического сада педуниверситета имени К. Д. Ушинского, проиллюстрирована цветная афиша выставки.
Первыми довелось оценить москвичам и гостям столицы и то, чего ярославцы на выставках пока не видели – совсем новые станковые работы («Портрет мамы», например), композиции с образами легендарного основателя первой крепости на Волге князя Ярослава Мудрого или погибшего на Сити Святого благоверного князя Василько, станковую пластику, виртуозно сочетающую терракоту и стекло («Читая Пастернака» и «Сон в новогоднюю ночь»), металл и эмаль («Кукольница»), камень и бронзу («Молодой Пётр», «Похищение Европы»), выполненные в самых разных материалах и техниках последние конкурсные проекты Пасхиной «Волголаг», «Ярославская копейка», «Савва Мамонтов», памятника Брюсу Ли в Гонконге, ландшафтного знака для парка Гондваны в Сан-Франциско.
Само собой, на вернисаже ждали президента академии. Те, кто знает его лучше, были уверены, что если батоно Зураб не в отъезде, то его появления можно ждать в любую минуту. А коли так, в интервью перед открытием выставки Елена Пасхина в полном цейтноте, не сказав ни слова о себе и своей выставке, умудрилась помочь нам настроиться на возможное общение с президентом академии – это он первым совсем недавно поздравил нового член-корра из Ярославля:
– При его мировой известности и множестве титулов Зураб Константинович всегда остаётся художником. Говорят, что только так он и представляется, когда звонит незнакомым людям. А многие его неординарные поступки и благородные жесты, думаю, просто идут от широты натуры, природного темперамента и того, что он считает себя правоверным христианином. Как он любит одаривать людей подарками, не раз убеждались и наши земляки. Знаю, что президент академии дружит с ребятами из школы искусств имени Стомпелева, приглашал их поработать в свою московскую мастерскую. Рисовал вместе с ними, когда приезжал на 1000-летие Ярославля, оставил на память городу портрет любимого героя своего детства Чарли Чаплина. При случае он объясняет: те, у кого было военное детство, «тогда не наигрались», поэтому и у него тоже есть долги перед детством.
Президиум академии в отсутствии Церетели представлял на вернисаже её действительный член, коллега Пасхиной Геннадий Правоторов. В строгом стиле академических вернисажей, обычно скупых на эмоции, назвал экспозицию ярославского мастера «вполне интересной», а сам факт открытия выставки в стенах президиума академии прокомментировал такими словами:
– Случайных людей здесь не бывает.
Вернисаж проходил в режиме свободного общения, и убедиться в справедливости слов ведущего оказалось совсем нетрудно. Один из тех, с кем удалось здесь поближе познакомиться, был соученик Елены Пасхиной по Абрамцевскому художественно-промышленному училищу, выпускник Суриковского института, народный художник России Сергей Казанцев, чьи работы есть в собраниях Третьяковки и Эрмитажа, в частных коллекциях по всему миру. Накрепко связан он и с нашими краями: родословной семьи – из Переславля-Залесского родом его дед, многими привязанностями.
Казанцев работал в Доме творчества имени Кардовского, не раз бывал в Ростове и Угличе, гостил в Ярославле. Ростовскому Варницкому Троице-Сергиеву монастырю мастер подарил бюст преподобного Сергия Радонежского, детскому дому в Семибратове – авторскую копию своей знаменитой композиции «Серафим Саровский с медведем» – её подлинник в переломные для судеб страны августовские дни 1991 года был установлен в холле «Белого дома» Правительства России.
В 90-е годы Сергей Казанцев был награждён серебряной медалью академии и поездкой в Италию. После стажировки его пригласили туда на работу, и он два года жил на родине великого Микеланджело. А вот от преподавания в академии Сергей Сергеевич отказался. Просто, говорит, жалко времени. Живёт и работает в Подмосковье, под Истрой. Его загородный дом окружён парком скульптур, где бывала и Елена Пасхина. В Москву Казанцев теперь наведывается редко, но сегодня «в порядке исключения» приехал – настолько, дескать, важное для него событие.
– Елена Пасхина расцвела у нас на глазах, – сказал на открытии выставки Казанцев. – В Абрамцеве осваивала она резьбу по кости, давали нам основы и других народных ремёсел. Уверен, отсюда у Елены и нынешний зрелый интерес к камню и металлу. То, что каждый кусок камня неповторим и диктует скульптору свои условия, мы в этом с Еленой Васильевной со времён Абрамцева единомышленники. О вернисаже скажу кратко: не часто увидишь сейчас на выставках такие красивые вещи, такую утончённую пластику.
Экспозиция дала веский повод, и не один, поразмыслить и о жизни памятников в городе после того, как их установили – о том, что скульптурные композиции этого мастера живут среди людей, а не возвышаются над ними. Давно приняты в городское сообщество и «Журавлики», и «Собинов». К «Журавликам» приводят своих детей и внуков чернобыльцы, ветераны подразделений особого риска. У «Собинова» фотографируются для семейных альбомов, сюда из загса приезжают молодожёны, в погожие дни студенты на подиуме у «Собинова» готовятся к экзаменам. К «Стрижам» в ботанический сад педуниверситета приносят цветы болельщики, за деревьями ухаживают родственники погибших.
Особенно повезло «Постовому Романовской заставы». Этого симпатягу с боевым бердышом в одной руке и курительной трубкой в другой по-свойски называют в народе Михалычем. Неизвестные его друзья и поклонники не забывают подсыпать ему в трубку табачку – настоящего, фирменного!
После открытия выставки библиотека «Северного края» пополнилась образцово изданным под грифом Российской академии художеств каталогом с публикациями о скульпторе профессоров Николая Кудряшова и Маргариты Ваняшовой, искусствоведов Татьяны Кравчук и Надежды Воиновой, с иллюстрациями (их больше сотни!) Сергея Метелицы, Михаила Тропина, Вячеслава Юрасова и других авторов, в том числе и фотографов нашей газеты.