Прошедший сезон в Рыбинском драматическом театре был серьёзным, но не судьбоносным; нынешний, 188-й, обещает больше перспектив. Но и прошлый сезон принёс участие и победы в трёх фестивалях: «Арт-окраина» (Санкт-Петербург), фестиваль театров малых городов и «Родниковое слово» (Архангельск). Впереди целый букет премьер, причём самых серьёзных – начиная с пьесы Н. В. Гоголя, о которой речь пойдёт чуть позднее. А кроме Гоголя в планах такие авторы, как Жан Ануй, Олег Богаев, Теннесси Уильямс, Лора Каннингем и другие.
Перемены коснулись даже моментов комфорта – летом театр претерпел основательный ремонт, и теперь сцена и зрительный зал будут нормально обогреваться: старые системы обогрева давно уже пришли в негодность. Предвидятся и другие усовершенствования, в результате которых помещение будет соответствовать стандартам, принятым в XXI веке, а не в середине века XX. За это уже надо благодарить городские власти и совет депутатов.
Действительно, если мы хотим иметь профессиональный театр, нужно учитывать все факторы. Да, безусловно, нестоличный театр по определению не может быть предприятием прибыльным, однако, во-первых, в его силах частично обеспечивать себя, во-вторых, слава Богу, есть категории выше шкалы «прибыльно – убыточно». И. П. Петрова, директор театра, прямо говорит: «Театр – лицо города». Рыбинский драматический ставит своей задачей высокую цель воспитания молодого поколения – согласитесь, сейчас это нечастое явление.
Поэтому совершенно логично и естественно, что основная линия театра – сохранить и приумножить традиции. Поэтому провинциальные театры, и Рыбинский тоже, ориентированы прежде всего на классику, которая вечно современна и актуальна. Получается чистой воды просветительство, хотя это слово слегка и подзабыто в нашем обиходе.
Но не требуют ли традиции периодического обновления, модернизации?.. Даже, казалось бы, давняя традиция – любой труппе иметь главного режиссёра… С одной стороны, главреж для актёров – важнейшая фигура, на которую полагаются и всецело доверяют. С другой – законы современного театра позволяют обходиться и без главрежа – приглашёнными режиссёрами, и тогда каждый спектакль – не просто постановка, но отдельный проект. И количество таких проектов сейчас увеличивается до шести в год. То есть на подготовку каждой премьеры уходит максимум два месяца, иногда меньше. Нынешний театр обязан быть динамичным, символизировать движение. Тут вспоминается цитата из Кэрролла: «Нужно очень быстро бежать только для того, чтобы остаться на одном месте». Ну а чтобы попасть куда-то ещё – помните, как надо бежать?.. То-то: вдвое быстрее…
Хотя это не значит, что театр не нуждается в главном режиссёре. Но ведь удачный альянс труппы с тем, кто придёт на эту должность, как любой счастливый союз, совершается на небесах…
Таким образом, несколько видоизменяются принципы работы. Актёры должны обладать большей самостоятельностью и гибкостью, пластичностью, а «разовому» (без «одно-») режиссёру необходимо приезжать в театр уже с готовым видением спектакля во всех деталях. Целиком, а не только в том, что касается собственно режиссёрской работы.
Или взять такой «новый» термин, как «математика спектакля». Говорят, что если она правильно выстроена, спектакль никогда не развалится и не утратит своей энергии. А термин взят... из Станиславского, да-да, Константина Сергеевича. Вот вам и вся «новизна»…
Эксперименты в театре – быть им или не быть? Как водится, в столицах экспериментируют больше, в провинциях – меньше. Да и характер экспериментов иной. Вот, например, спектакль «Женишки», которым Рыбинский театр драмы открывает очередной сезон. Исходник – Н. В. Гоголь, «Женитьба». И ни одного слова оригинала не изменено. Только нынешняя премьера – не классическая «Женитьба». Это именно своё прочтение пьесы московским режиссёром Дмитрием Горником. «Личная версия» «совершенно невероятной истории» (таков подзаголовок Гоголя). Начиная с названия – не «Женитьба» и даже не «Женихи» (это первоначальное авторское название пьесы), а именно пренебрежительное «Женишки». И не комедия, а комедь, это более многозначное понятие. Здесь женихи не имеют цели жениться, а хотят попросту потусоваться-выпить-закусить и всячески развлечься… Много женихов – и ни одного мужчины.
Но принципиальное отличие постановки Горника – образ Агафьи Тихоновны. Если в оригинале она ущербная старая дева, то в нашем случае – молодая, красивая, интересная женщина, которая не хочет идти замуж за первого встречного и ждёт, как ни странно, настоящей любви. Разве это не норма?.. И в данном контексте неважно, что жених сбежал – она всё равно пережила секунды счастья и прикоснулась к любви…
Необычна и трактовка образа Подколёсина – в «Женишках» это человек, только что вылезший из петли, куда полез… от скуки. По сути суицидник. И он, как и другие женихи, шёл свататься развлечения ради, не ожидая увидеть на месте невесты такую Агафью – истинную женщину. Ну а тема женского одиночества для нашей страны, увы, более чем актуальна.
– Я готовился к этой работе более 20 лет, – говорит режиссёр Д. А. Горник. – Я сделал современный вариант пьесы, не злоупотребляя приметами современности. Чтобы это было внутренне ново. А внешне… Например, что касается костюмов – задача была такая: отдать дань классическому произведению, это около 5 процентов, остальное – костюм вне эпохи, можно сказать – современный гламурный костюм. Синтез. Всё совпало. Мне очень хотелось бы, чтобы зритель читал всё это. Потому что самое интересное – между строк… Пусть и актёры растут, и зритель подтягивается, учась понимать этот театральный язык.
Я спросила режиссёра, что означает финал спектакля, уже не гоголевский: двое, юноша и девушка, встречаются – и проходят мимо друг друга. Встречаясь, не встречаются… Ответ был таким:
– Мы выводим сценический язык на самый доступный уровень: это современные ребята, каких миллионы, которые, встретившись, не замечают друг друга, и в итоге – несостоявшаяся любовь, нерождённые дети, несложившаяся жизнь… И это уже глобальные темы, способные спровоцировать дискуссию. В том числе среди школьников, педагогов, психологов. Чтобы молодёжь училась понимать, что такое любовь, и ни с чем её не путать.
Практически в начале сезона ожидаются «гастроли по обмену»: в Рыбинск приедет Мичуринский театр, наши актёры поедут в Мичуринск. А какой же театр без гастролей?.. Гастроли по определению поднимают планку: это всегда движение, соревнование, сравнение. И ещё такой момент: теперь, как в былые времена, есть возможность сотрудничать с приглашёнными актёрами.
А в перспективе Рыбинский драмтеатр мечтает «привести» сюда какой-нибудь театральный фестиваль. Город хорошеет, становится привлекателен для туристов, так почему бы и не состояться фестивалю? Будем надеяться и верить. А в ожидании – посещать свой театр, радоваться его удачам, расти вместе с ним.