В числе лауреатов – пермский театр «У Моста», Коми-Пермяцкий театр имени Горького из крошечного городка Кудымкара и художественный руководитель Красноярского театра имени Пушкина Олег Рыбкин.
– Я в третий раз приезжаю в Ярославль и каждый раз очень волнуюсь, – признался художественный руководитель театра «У Моста» Сергей Федотов. – Первый раз это было 35 лет назад, когда я пытался поступить в Ярославское театральное училище и великий Фирс Шишигин сказал: «Нет, это не артист». Так я нашёл своё призвание – стал режиссёром. Второй раз мы приехали в Ярославль три года назад для участия в фестивале «Будущее театральной России», и показанный тогда спектакль «Калека с Инишмана» впоследствии стал лауреатом фестиваля «Золотая маска», принял участие во многих крупных российских и международных фестивалях, но Ярославский БТР был первым. Мы третий раз в Ярославле – и снова по счастливому поводу.
В числе виновников торжества поднялся на подмостки первого русского и музыкальный руководитель Ярославского театра юного зрителя Яков Казьянский. Он был удостоен звания лауреата областной премии «За высокое служение театру и развитие традиций Фёдора Волкова».
За церемонией чествования померк, отступил на задний план «несчастливый» – тринадцатый – номер фестиваля, хотя все выступавшие – и дважды директор (Волковского театра и одноимённого фестиваля) Юрий Итин, и представитель Министерства культуры Софья Апфельбаум – так или иначе вальсировали вокруг цифры 13. Софья Апфельбаум пообещала, что это число станет самым счастливым, её поддержала художественный руководитель фестиваля Ольга Никифорова, уточнив, что 13 – самое актёрское число, и народный артист России Игорь Костолевский, когда в кулуарах коснулись той же темы, вставил адвокатскую реплику в защиту порядкового номера фестиваля, сказав, что живёт в тринадцатой квартире и очень неплохо себя чувствует.
Директор Волковского театра обратил внимание на другие, более внушительные числа: 16 театров, 26 спектаклей, больше тысячи участников... А какие имена! Миндаугас Карбаускис, Оскарас Коршуновас, Алвис Херманис – все как один звёзды на режиссёрском небосклоне современного театра. Явный прибалтийский акцент фестиваля – случайность или нет?
– Мы выбирали просто очень хорошую режиссуру, стремясь от фестиваля к фестивалю формировать высокий художественный вкус у зрителя, – расставил точки над «и» Юрий Итин.
Но если эти имена вгоняют в священный трепет в основном «шеф-поваров», колдующих на «кухне» Мельпомены, то актёрские – Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, Игорь Костолевский и Светлана Немоляева, Даниил Спиваковский и Ирина Пегова – заставляют самых уравновешенных в повседневных обстоятельствах людей в зрительском экстазе закатывать глаза.
Пользуясь случаем, интересуемся у актёров Московского театра имени Маяковского, народных артистов России Светланы Немоляевой и Игоря Костолевского, как им работается с Карбаускисом? Он недавно стал художественным руководителем театра, и спектакль «Таланты и поклонники», которым открылся XIII Волковский фестиваль, первая режиссёрская работа Карбаускиса в театре имени Маяковского.
– Приход молодёжи в театр – это биение сердца, толчок к движению, – поделилась своими ощущениями Светлана Немоляева. – Когда постоянно общаешься в кругу людей своего возраста, то невольно начинаешь идти в другую сторону, не замечая этого. Что касается Карбаускиса, то я сама себе сказала: буду во всём его слушаться, и я счастлива, что приняла такое решение. Спектакль, который мы привезли в Ярославль, вызывает большой интерес в Москве. На мой взгляд, он интересен тем, что сделан с большим пиитетом к автору, во всём остальном он абсолютно нов и неожиданен.
И хоть главным предметом всех разговоров сейчас является тринадцатый Волковский, мы не могли не поинтересоваться новостями в кинематографической жизни актёров. Светлана Владимировна Немоляева плотно занята в сериалах, можно сказать, что она просто перемещалась с одной съёмочной площадки на другую – «Собачья работа», «Земский доктор», «Голубка». Актриса находится в счастливом предвкушении съёмок в полном метре (хоть и никак не может привыкнуть к этой терминологии) у Рустама Хамдалова, изумительного художника, снимающего сложное авторское кино.
– А весь прошлый сезон провёл в борьбе с самим собой, – удивил Игорь Матвеевич Костолевский. – Было предложение сняться в Голливуде с Брюсом Уиллисом и получить астрономический гонорар, но сценарий оказался такой клюквой, что я, дрогнув от собственной смелости, отказался.
Но вот закончены все торопливые разговоры, отшумели аплодисменты и на сцене восторжествовали «Таланты и поклонники». Примечательно, что эта пьеса Островского второй раз появляется в репертуаре театра Маяковского, в 1969 году её ставила Мария Кнебель. В том спектакле Светлана Немоляева, которая в нынешней постановке играет Домну Пантелевну, была одной из исполнительниц роли Негиной. Карбаускис поставил очень неторопливый, подробный, со смакованием мельчайших деталей спектакль. Спектакль оказался столь неспешен, что порой хотелось раскочегарить действие, поторопить, подтолкнуть его в унисон с движением героев спектакля, то и дело толкавших ногой поворотный круг сцены. В центре разворачивающейся вокруг неё интриги находится актриса Негина (её блестяще сыграла Ирина Пегова). Гипотетический жених студент Мелузов (Даниил Спиваковский) пытается учить её правде жизни, князь Дулебов (Игорь Костолевский) не прочь украсить молоденькой симпатичной актрисой свой досуг, миллионер Великатов (Михаил Филиппов) в перспективе подумывает о том же, а Домна Пантелевна, мать героини (Светлана Немоляева) переживает о том, как бы свести концы с концами. Вопрос в том, что выберет сама Негина. Ведь актёрская судьба так зависима – от антрепренёров, сборов, богатых поклонников.
Появление на сцене любимых актёров ярославская публика встречала аплодисментами. Собственно, их игра оказалась так хороша, что погрузиться в атмосферу драматургии Островского, забыв обо всём, лично мне так и не удалось.