Внук Микояна, напевногармоничный Стас Намин (не чуждый, однако, в симфонической музыке ни ностальгии по «Битлз», ни взрывам драматических страстей, ни высоким гражданским порывам) ярославцам пришелся по душе. С журналистами, правда, разговаривал буквально на бегу. Удалось выяснить, к примеру, что Намин – это его псевдоним, взятый в честь матушки, имя ее Нами.
Дедушка Анастас Микоян любил классику, но человеком слыл, как тогда выражались, «передовых взглядов». Серьезных препятствий увлечению внука молодежной музыкой протеста Анастас Иванович не чинил. По словам Стаса, рок для него не вид искусства, а судьба и жизненное поприще. Но все больше пишет он симфонической музыки. Не ожидал попасть в одну афишу с классиками искусства XX века Арамом Хачатуряном и Аветом Тертеряном.
Вскользь признался: чувствовал по такому поводу некоторый дискомфорт, но ярославцы своими улыбками до некоторой степени его успокоили, и он уезжает домой в бодром настроении.
О Первом концерте Арама Хачатуряна, впервые исполненном в 1940 году и сразу вошедшем в репертуар самых прославленных асов скрипки, знающие люди говорят: «Свет, переплавленный в мелодии». Затейливую солнценосную вязь вдохновенно выводил в тот вечер тридцатилетний виртуоз из Москвы Карэн Шахгалдян.
Года три назад, напомним, он в наших краях произвел фурор. Раньше, чем слушатели премьер в Москве и НьюЙорке, ярославцы услышали дебютную сольную программу Карэна (Бетховен, Мендельсон, Шоссон, СенСанс, Сарасате). Играл он, кто помнит, на коллекционной скрипке работы великого мастера из Кремоны Антонио Страдивари. Сам Карэн о ее тембре сказал тогда: «Неповторимо живой, теплый, солнечный». А затем подтвердил сие на деле.
Последние главные события в своей жизни Шахгалдян в интервью для «Северного края» расположил «под горку» от самого важного. Родилась дочка Ева; дебютировал в Большом зале Московской консерватории и в знаменитом американском Карнегихолле. А еще организовал в Ереване международный фестиваль искусств «Карэн Шахгалдян собирает друзей». К слову, всех коллекционных «Страдивари» отправили сейчас на профилактику, и Карэн играет на инструменте итальянского мастера начала ХХ века Мартини – уверяют, на точной копии одного из шедевров Гварнери – соперника Страдивари.
Белый звук, без вибрато, возникнув из тишины, не умолкал до финальных пассажей Пятой симфонии Тертеряна. Солировал на древней четырехструнной кяманче один из немногих в мире исполнителей на ней, гость Ярославля Айкас Акопян. Добавим каплю фантазии: своды Собиновского зала раздвинулись в тот вечер до границ Вселенной. То был полный тревоги и надежды мудрый голос Авета. Как луч солнца таит в себе все оттенки радуги, так и на эту долгую ноту оркестр Аннамамедова нанизывал многозвучные гулы землетрясений и цунами, скрежет мировых войн, ритмы горской пляски, умиротворяющие звоны колоколов.
Перед концертом в кулуарах вечера, организованного ярославским культурнопросветительным обществом «Наири», мы пообщались с вдовой композитора Тертеряна – профессором Ереванской консерватории Ириной ТиграновойТертерян. Краткий рассказ гостьи об искусстве мужа, дерзко соединявшего первоосновы национального мелоса и самый современный модерн, наша собеседница начала с одного личного воспоминания.
Отец ее был известным профессороммузыковедом. Война и блокада застали семью в Ленинграде. Их не сразу, но эвакуировали под Ярославль. Тихий ГавриловЯм их, дистрофиков, поставил на ноги. Самое памятное: метельный февраль, красивая река, заснеженный берег. Мама на мостках полощет белье. А дочке тем временем, к материнскому ужасу, вздумалось устроить испытание характера: мчится по крутому откосу на санках...
После распада Союза Тертеряны жили в Германии. С тех пор у него мировое имя. На родине музыкального авангарда, Авет удостоен редкой награды – медали имени канцлера Аденауэра. Но любил Тертерян русскую провинцию, ничего с этим поделать не мог. В Ярославле очень ко времени появился у него молодой друг, столь же легкий на подъем – дирижер Мурад Аннамамедов. Играли авторские концерты в Вологде, Пензе, Саратове. Задумали первый фестиваль музыки Тертеряна на Урале.
Авет приехал в Екатеринбург, лег в гостинице спать... И не проснулся. Не дождавшись Авета на репетицию, Мурад услышал: «Тертеряна больше нет». Но тот фестиваль все равно состоялся. Только получился он мемориальным. Аннамамедов установил абсолютный рекорд – сыграл все симфонии Авета. Последнюю, Восьмую, композитор посвятил ярославскому маэстро.
Субботний вечер «Год Армении в России» закончился сюрпризом, лестным для всех поклонников худрука губернаторского оркестра. Профессор ТиграноваТертерян, поднявшись на сцену, вручила ему Золотую медаль Министерства культуры Армении за выдающийся вклад в искусство родины Комитаса, Хачатуряна, Тертеряна. Награда – новая, ярославец получил ее первым в нашей стране. В концовке вечера под настроение блеснул ораторским даром. Сказал, что все мы братья по крови и язык у нас один – человеческий. А чувства, как в музыке Тертеряна и всех великих, в наши сердца попадают от Господа через Космос.