суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 20 декабря 2006

Но, видит Бог,есть музыка над нами

Легендарный Стас Намин, первый советский официально признанный рокер, на ярославском небосклоне намедни сверкнул как метеор. Словно простой смертный, прослушал он из шестого ряда свое симфоническое сочинение «Осень в Санкт­Петербурге». Когда утихла довольно горячая овация, Стас, мгновенно узнанный по фирменной небритости, учтиво поклонился публике и тут же отбыл в Москву: дела есть дела.

автор Юлиан НАДЕЖДИН

 

Внук Микояна, напевно­гармоничный Стас Намин (не чуждый, однако, в симфонической музыке ни ностальгии по «Битлз», ни взрывам драматических страстей, ни высоким гражданским порывам) ярославцам пришелся по душе. С журналистами, правда, разговаривал буквально на бегу. Удалось выяснить, к примеру, что Намин – это его псевдоним, взятый в честь матушки, имя ее Нами.

Дедушка Анастас Микоян любил классику, но человеком слыл, как тогда выражались, «передовых взглядов». Серьезных препятствий увлечению внука молодежной музыкой протеста Анастас Иванович не чинил. По словам Стаса, рок для него не вид искусства, а судьба и жизненное поприще. Но все больше пишет он симфонической музыки. Не ожидал попасть в одну афишу с классиками искусства XX века Арамом Хачатуряном и Аветом Тертеряном.

Вскользь признался: чувствовал по такому поводу некоторый дискомфорт, но ярославцы своими улыбками до некоторой степени его успокоили, и он уезжает домой в бодром настроении.

О Первом концерте Арама Хачатуряна, впервые исполненном в 1940 году и сразу вошедшем в репертуар самых прославленных асов скрипки, знающие люди говорят: «Свет, переплавленный в мелодии». Затейливую солнценосную вязь вдохновенно выводил в тот вечер тридцатилетний виртуоз из Москвы Карэн Шахгалдян.

Года три назад, напомним, он в наших краях произвел фурор. Раньше, чем слушатели премьер в Москве и Нью­Йорке, ярославцы услышали дебютную сольную программу Карэна (Бетховен, Мендельсон, Шоссон, Сен­Санс, Сарасате). Играл он, кто помнит, на коллекционной скрипке работы великого мастера из Кремоны Антонио Страдивари. Сам Карэн о ее тембре сказал тогда: «Неповторимо живой, теплый, солнечный». А затем подтвердил сие на деле.

Последние главные события в своей жизни Шахгалдян в интервью для «Северного края» расположил «под горку» от самого важного. Родилась дочка Ева; дебютировал в Большом зале Московской консерватории и в знаменитом американском Карнеги­холле. А еще организовал в Ереване международный фестиваль искусств «Карэн Шахгалдян собирает друзей». К слову, всех коллекционных «Страдивари» отправили сейчас на профилактику, и Карэн играет на инструменте итальянского мастера начала ХХ века Мартини – уверяют, на точной копии одного из шедевров Гварнери – соперника Страдивари.

Белый звук, без вибрато, возникнув из тишины, не умолкал до финальных пассажей Пятой симфонии Тертеряна. Солировал на древней четырехструнной кяманче один из немногих в мире исполнителей на ней, гость Ярославля Айкас Акопян. Добавим каплю фантазии: своды Собиновского зала раздвинулись в тот вечер до границ Вселенной. То был полный тревоги и надежды мудрый голос Авета. Как луч солнца таит в себе все оттенки радуги, так и на эту долгую ноту оркестр Аннамамедова нанизывал многозвучные гулы землетрясений и цунами, скрежет мировых войн, ритмы горской пляски, умиротворяющие звоны колоколов.

Перед концертом в кулуарах вечера, организованного ярославским культурно­просветительным обществом «Наири», мы пообщались с вдовой композитора Тертеряна – профессором Ереванской консерватории Ириной Тиграновой­Тертерян. Краткий рассказ гостьи об искусстве мужа, дерзко соединявшего первоосновы национального мелоса и самый современный модерн, наша собеседница начала с одного личного воспоминания.

Отец ее был известным профессором­музыковедом. Война и блокада застали семью в Ленинграде. Их не сразу, но эвакуировали под Ярославль. Тихий Гаврилов­Ям их, дистрофиков, поставил на ноги. Самое памятное: метельный февраль, красивая река, заснеженный берег. Мама на мостках полощет белье. А дочке тем временем, к материнскому ужасу, вздумалось устроить испытание характера: мчится по крутому откосу на санках...

После распада Союза Тертеряны жили в Германии. С тех пор у него мировое имя. На родине музыкального авангарда, Авет удостоен редкой награды – медали имени канцлера Аденауэра. Но любил Тертерян русскую провинцию, ничего с этим поделать не мог. В Ярославле очень ко времени появился у него молодой друг, столь же легкий на подъем – дирижер Мурад Аннамамедов. Играли авторские концерты в Вологде, Пензе, Саратове. Задумали первый фестиваль музыки Тертеряна на Урале.

Авет приехал в Екатеринбург, лег в гостинице спать... И не проснулся. Не дождавшись Авета на репетицию, Мурад услышал: «Тертеряна больше нет». Но тот фестиваль все равно состоялся. Только получился он мемориальным. Аннамамедов установил абсолютный рекорд – сыграл все симфонии Авета. Последнюю, Восьмую, композитор посвятил ярославскому маэстро.

Субботний вечер «Год Армении в России» закончился сюрпризом, лестным для всех поклонников худрука губернаторского оркестра. Профессор Тигранова­Тертерян, поднявшись на сцену, вручила ему Золотую медаль Министерства культуры Армении за выдающийся вклад в искусство родины Комитаса, Хачатуряна, Тертеряна. Награда – новая, ярославец получил ее первым в нашей стране. В концовке вечера под настроение блеснул ораторским даром. Сказал, что все мы братья по крови и язык у нас один – человеческий. А чувства, как в музыке Тертеряна и всех великих, в наши сердца попадают от Господа через Космос.

Читайте также
  • 03.11.2012 Музыка нас связала В рамках российско-японского проекта «Чужих меж нами нет» в Ярославской филармонии состоялся концерт, в котором приняли участие студенты
  • 20.09.2012 Великие и неповторимыеАбонемент будет называться «Кино в лицах знаменитых и прекрасных», а это даёт возможность включать в его программу фильмы не только музыкальных
  • 09.08.2012 Музыка - духовная, трапеза - монастырскаяII Международный фестиваль монастырской культуры «Ростовское действо» пройдёт в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль»
  • 26.07.2012 Александр СИПЯГИН: «Джаз превратился в академическую музыку»Самый именитый джазмен, подаренный миру Ярославлем, вновь выступил в родном городе. Трубач Александр Сипягин стал почётным участником джем-сешн в городском джазовом центре.
  • 31.05.2012 Дебют «Алеко» на Волковской сцене Недавний ярославский фестиваль «Будущее театральной России» успел уйти в историю, но сыгранный на днях на Волковской сцене Московским молодёжным
  • 16.05.2012 «Бело Платно» зажигает! В преддверии Дня славянской письменности и культуры в Ярослав-скую область приезжает с концертами ансамбль балканской и византийской музыки «Бело Платно» из Сербии.
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают