За эти два десятилетия «Преображение», действительно, состоялось: преобразился и храм, и фестиваль, названный в его честь – он сегодня является не только одним из брендов Ярославской области, но и высоко котируется среди культурной элиты России.
- Сейчас в стране немало фестивалей колокольной музыки, но многие звонари говорят: мы хотим именно к вам, в Ярославль. Это - честь для нас, но и большая ответственность, поскольку мы имеем возможность выбирать лучших из лучших, - говорит куратор колокольной программы «Преображения» Елена Федорычева.
На сей раз чести участвовать в ярославском «Преображении» удостоились 16 звонарей из шести городов России. Глядя на географию, понимаешь упомянутое Еленой Федорычевой вскользь замечание - «мы пошли на север»: Марат Капранов, преподаватель и методист школы звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери представляет Северную столицу, Санкт-Петербург; из Вологды прибыл ансамбль звонарей Софийского собора. Этот коллектив был создан в 1988 году для возобновления звона на древней Софийской колокольне с историческим набором колоколов. Традиционным стало участие в фестивале звонарей Архангельска, одного из первых центров возобновления колокольного искусства в стране – оттуда приехали Людмила Тарасова и Анна Тропина, сотрудники музея деревянного зодчества «Малые карелы». К слову, один из отцов-основателей фестиваля «Преображения» Владимир Петровский – тоже архангелогородец, и его первое знакомство с колоколами произошло именно в «Малых карелах» в бытность его экскурсоводом.
Владимир Марьянович Петровский – особое имя в истории ярославского фестиваля. Да что там скромничать, скажем прямо: не было бы Петровского, не было бы и «Преображения». В 1989 году на одном из фестивалей колокольной музыки в Саратове они встретились в буквальном смысле этого слова «на троих» с Натальей Каровской, нынешним директором Ростовского Кремля и Еленой Анкудиновой, бывшей в то время одним из руководителей Ярославского музея-заповедника, обговорили и решили - фестивалю в Ярославле быть.
- Первый шаг был сделан в 1991 году, когда я восстановил часобитную башню в музее-заповеднике, надвратная колокольня обрела свой голос, - с удовольствием вспоминает дела давно минувших дней Владимир Петровский. – Собрали колокола, что называется, с миру по нитке: слава Богу, в своё время здесь был знаменитый Оловянишниковский завод, сохранилось немало хороших колоколов. Перевезли колокола из тех храмов, что входили в состав музея-заповедника. Большой двухтонный колокол стоял у входа в одну из экспозиций – подняли и его. Это было важное событие и для музея, и для меня лично, поскольку это была одна из моих первых и очень непростых работ: надо было организовать развес 18 колоколов.
Сегодня на счету Владимира Петровского уже 151 колокольня по всему бывшему Советскому Союзу, которым он возвратил голоса. Он является организатором нескольких фестивалей колокольного звона в разных городах России, но на ярославское «Преображение» старается выбираться при каждом удобном случае. В этом году Владимир Марьянович в день открытия фестиваля дал часовой сольный концерт. Мало того, на фестиваль он приехал со своим сыном, Владимиром Петровским-младшим, который достойно продолжает дело отца, развивая и дополняя колокольные звоны другими направлениями музыкального искусства, такими, как авторская песня. (Подробное интервью с мастером колокольного звона Владимиром Петровским – в одном из ближайших выпусков газеты «Северный край»).
За время своего существования фестиваль несколько раз менял название, варьировалась его содержательная часть, но, оставаясь праздником колокольной и хоровой музыки, он на сегодняшний день органично объединяет различные виды и жанры искусства. Так, главную идею юбилейного фестиваля – преображение на основе традиций – мастерски воплотила в действительность молодой дизайнер Наталья Сорокина. Ей выпала непростая задача - под новым углом взглянуть на двадцатилетнюю фотоисторию фестиваля. Под углом – так под углом, решила дизайнер, и в прямом смысле слова поставила на угол кубы и параллелепипеды различного размера, на которых на фоне нежно-салатовых яблок, символе фестиваля, вразброс разместила черно-белые фотографии разных лет. Нетривиальное решение превратили рядовое, в общем-то событие – открытие фотовыставки, в яркий, организующий пространство фестиваля, элемент.
К чести устроителей, надо отметить, что они всегда стараются придумать некую изюминку для каждого фестиваля. На сей раз это были… огромные яблоки, выполненные в бутафорских мастерских Волковского театра: огромные, с метр величиной, они вызывающе сверкали белоснежными боками в ожидании кисточек и красок.
- Акция «Яблочный вернисаж» задумывалась нами для того, чтобы объединить совместным творчеством гостей и участников фестиваля, - рассказала заместитель директора Ярославского музея-заповедника по внешним коммуникациям Ольга Троицкая. – Что может быть лучше, чем под колокольный звон взять в руки кисточки и нарисовать на яблочном боку, что только душа пожелает?
Действительно, что может быть лучше? Возле яблочных арт-объектов яблоку негде было упасть. И, хоть теоретически яблоки были разделены (одно должны были расписать организаторы, другое – звонари, третье – художники, четвёртое – журналисты, пятое – гости фестиваля), только директору департамента культуры Ларисе Сорокиной удалось сделать пару мазков кисточкой в одиночестве. Тут же налетела детвора с криками «тётя, дай порисовать!», «а мне можно?», «И я, и я хочу!!!», и о стройной концепции орнамента можно было уже позабыть. Идею «яблока прессы» придумал и попытался воплотить в жизнь художник и дизайнер Валерий Зуб: это должно было быть яблоко - воздушный шар, с названиями различных местных газет и телеканалов на куполе. Как говорится в сказках по этому поводу – «и я там был…». Про мёд-пиво не скажу, а вот к кисточке приложиться довелось: моих художественных талантов хватило на то, что вывести жизнеутверждающее - «Северный край» навсегда!